1688

Хрупкая красота

Когда-то он ценился наравне с золотом, ему приписывали магические свойства, а за разглашение секрета его изготовления полагалась смерть. В Центральном государственном музее Казахстана открылась выставка китайского фарфора “Удивительная роспись”.

Хрупкая красота

На экспозиции можно проследить путь фарфора от древности к будущему. Каждая из 60 работ уникальна и неповторима. Все экземпляры из запасников музея.

- Наряду с порохом, шелком, бумагой фарфор по праву считался одним из чудес света. Он, словно книга, рассказывает о китайской жизни, истории, литературе, а также о мифологии, - говорит руководитель отдела по хранению фондов ЦГМ РК Маржан ЖУНУСОВА. 

- На выставке мы постарались показать разнообразие видов, форм, технологий этого искусства. Особый интерес представляют три тарелочки XI-XII веков, принадлежавшие династии Сун. Они были найдены при археологических раскопках на территории городища Талгар в 1941 году. Этот фарфор относится к периоду мастеров Цзиндэчженя. О таком говорили: “Ослепительный, как снег, тонкий, как лист бумаги, прочный, как металл, прозрачный, как нефрит, и звучащий, как колокольчик”. Жаль, мы не можем вам продемонстрировать, как звенят эти тарелки. Звук их бесподобен даже спустя несколько веков.

Мы идем по выставке, Маржан Кабдылганиевна рассказывает о самых интересных экспонатах. Их немало.

- Эта ваза принадлежала известному ученому, этнографу и путешественнику Чокану ВАЛИХАНОВУ, - подводит она нас к красивому сосуду. - В свое время он вывез ее из Кашгарии. Нам ее передали родственники Чокана Чингисовича. Уникальность вазы в росписи. Она оформлена в технике Цинхуа кобальтовами красками. Для работы с ней применялась пористая глина, которая быстро впитывала краску, и если художник вовремя не отдергивал кисть, на боку будущей вазы расплывалось огромное уродливое пятно. Кобальт был дорогим, поэтому к творчеству допускались лишь художники высокого уровня. На одно изделие уходило от трех месяцев до года. В Казахстан китайский фарфор попадал по Шелковому пути. В экспозиции есть блюдо, которое было куплено в 1905 году на ярмарке в Верном.

По словам Маржан Жунусовой, каждый рисунок на посуде не просто украшение, а символика со смыслом. Художники в свои творения закладывали своеобразное послание. Цветы символизировали красивых женщин, вечнозеленая сосна ассоциировалась с долголетием, бамбук рассказывал о жизнелюбии, журавли приносили удачу, пара павлинов - успех в делах.

- Древние мастера использовали разные техники, тематические сюжеты и сложные орнаменты, - продолжает специалист. - Делали они акцент и на цветовую гамму. Желтый цвет в росписи олицетворял солнце, золотой - богатство, фиолетовый - благородство.

От разнообразия форм и расцветок представленных экземпляров глаза разбегаются. Самая большая ваза высотой около метра весит, как все экспонаты выставки, вместе взятые. Есть и маленькие сувениры в несколько сантиметров.

- Эти малыши сделаны из костяного фарфора, - просвещает нас Маржан. - Он считался лучшим, потому что в его состав добавляли пережженные кости животных. Сувениры были переданы алматинцем в 1980-х годах. Интересна и чайная экспозиция. О чашках для чаепития в Китае говорят: “Один и тот же чай из двух белых тонкостенных фарфоровых чашек может быть разным по вкусу”.

- Как эта? - прерывает наш разговор один из посетителей, показывая на чашку.

- Эта небольшая пиала в Китае используется как рюмочка, - поясняет экскурсовод. - Вот эта чашка из чайного сервиза больше подходит.

Народ с интересом разглядывает экспонаты, восхищаясь их изяществом и мастерством художников.

К слову, если у вас есть фарфор, расписанный золотом, серебром или платиной, мыть его нужно только вручную, теплой водой без порошков и жестких губок.

Узнать больше интересных фактов о фарфоре можно на выставке до конца октября.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть