Почувствуй себя номадом
Наша страна идеально подходит для караванинг-туризма, считают участники первой казахстанской экспедиции на автодомах. За две недели они проехали 3500 км по маршруту Великого Шелкового пути.
Команда караванеров поставила перед собой задачу провести инвентаризацию маршрута с точки зрения, где лучше обустраивать кемпинги, какие автотуры наиболее перспективны.
На днях они вернулись в Алматы и поделились с журналистами своими наблюдениями и впечатлениями.
- Наш Великий Шелковый путь соединяет две части света - Европу и Азию. И это вызывает интерес у зарубежных туристов, путешествующих на автомобилях, - рассказывает президент казахстанской Ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян ШАПАГАТОВА.
- К сожалению, они не задерживаются у нас долго, потому что нет соответствующей этому виду туризма инфраструктуры. Я была свидетелем, как итальянские караванеры, проезжая мимо Балхаша, восхищались красотой озера, но остановиться побоялись, так как нет места для автодомов. Они были удивлены, что в таком месте нет кемпинга.
За 15 дней экспедиции мы побывали во многих интересных местах по маршруту Жаркент - Алматы - Тараз - Шымкент - Туркестан. На этом пути располагались древние караван-сараи - тот же Сауран или Отрар. И хотелось бы, чтобы рядом с этими историческими местами появились современные караван-сараи, где автотуристы, велопутешественники могли бы остановиться, отдохнуть, заправиться водой, провизией и прикоснуться к истории и культуре нашей республики. Когда общаюсь с европейцами, которые много путешествуют, часто слышу: “Это мы номады, а не казахи”. И они правы. Караванинг у нас развивается, но медленно. Наша цель - сделать этот вид отдыха у нас в стране популярным и вернуть казахам статус настоящих номадов.
Караванеры во время экспедиции определили более десяти точек для будущих стоянок автотуристов, кемпингов и глемпингов - палаточных стоянок повышенной комфортности. Особое внимание обращали на дорожную навигацию, подъездные пути, парковочные пространства, инфраструктуру придорожного сервиса.
- Поездка была познавательной, - говорит участник экспедиции Жанат ЖАЛИМБЕТОВ. - Я много путешествую, но некоторые места, например, соленое горное озеро Тузколь, впечатлили. Порадовали автодороги - я ожидал худшего. Начали правильно делать боковые съезды. Для автотуристов это важно. А вот общественные уборные оставляют желать лучшего. Это больная тема для всех путешественников. В автодомах есть санузлы, но не во всех, поэтому тема туалетов актуальна всегда.
Экспедиция еще раз показала, что не нужно строить дорогие гостевые дома, а лучше развивать стоянки для кемпингов. Тем более что для этого не требуется особой инфраструктуры. Главное - вода, свет и безопасность.
В условиях пандемии популярность этого вида туризма в мире выросла в разы. Путешествие в автодоме позволяет людям сохранять дистанцию и наслаждаться окружающими видами.
Казахстанский парк автодомов совсем небольшой - чуть более 150 машин на всю страну. Удовольствие это не из дешевых. Современный дом на колесах с автономной системой стоит от 20 до 60 миллионов тенге.
В один из самых больших автодомов экспедиции - немецкий грузовик - заглянули и мы. Мини-квартира, где все для жизни, есть даже микроволновка и стиральная машина. В таком автодоме спокойно могут путешествовать до восьми человек.
Другие экземпляры поменьше, но тоже с удобствами. Как говорят караванеры, нет необходимости сразу покупать автодом. Можно взять напрокат. Цена варьируется от 30 до 80 тысяч тенге в сутки. Да, если появится спрос, многие местные умельцы сумеют переоборудовать под автодома обычные “газели” и уазики!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Ильи АФАНАСЬЕВА и Светланы КАРЯГИНОЙ, Алматы