2157

Полёты во тьме и наяву

На авиационной базе в Алматы проходят учебно-тренировочные полеты молодых летчиков. Корреспонденты нашей газеты полетали вместе с ними и первыми оценили уровень подготовки.

Полёты во тьме и наяву

На КПП, как и положено, нам измеряют температуру и обрабатывают руки специальным раствором. До взлетного поля приходится довольно прилично идти пешком, потому что машины вовнутрь не запускают. Сами летчики передвигаются по территории на велосипедах.

На взлетную полосу выруливает воздушно-транспортный вертолет Ми-17, или, как его ласково называют в авиасообществе, “мишка”.

- Кепки, очки лучше убрать, чтобы не улетели, - советуют нам.

Мы с фотографом бежим к “мишке” пригнувшись, потому что волна воздуха от винта буквально сбивает с ног. Через мгновение вертолет отрывается от земли и набирает высоту.

Молодые летчики впервые выступают в роли командиров воздушного судна. Им предстоит выполнять тактико-специальные задачи по перевозке и высадке десанта, имитации боевой атаки по наземным целям, пилотированию вслепую. Для каждого задания своя высота - от 50 до 1200 метров.

- Как вам полет? - интересуется у нас после приземления командир базы полковник Нурлан БАЙДУЛЛАЕВ.

- Отлично! - не скрываем своего восторга.

- Экипаж, с которым вы летали, выполнял полет по приборам, или, как мы говорим, вслепую, - про­свещает нас он. - Летчику закрывают шторкой обзор, и он не видит ни небо, ни землю, ориентируется только по приборам. Это задание готовит пилота летать в непогоду и прививает умение выдерживать заданный темп. Раз вам полет по­нравился, значит, экипаж справился с заданием на отлично.

Во время карантина на базе находится только 30 процентов личного состава. Военные живут по десять дней в казарме, а потом отправляются домой. Их сменяет следующая группа пилотов.

По словам полковника Байдуллаева, летчики должны постоянно совершенствоваться, поэтому процесс тренировок не прерывается. Кроме пилотов армейской авиации на базе проходят службу и летные экипажи военно-транспортной авиации, которые днем и ночью совершают полеты в различные уголки страны и осуществляют перевозку грузов и личного состава в ближнее и дальнее зарубежье.

- Военные летчики 24 часа находятся в готовности по первой команде осуществить вылет для выполнения задач, - говорит Нурлан Кошкарович.

- Ночью тоже тренируетесь?

- Обязательно. В темное время суток летаем в очках ночного видения, выключаем полностью освещение и отрабатываем такие задачи, как высадка десантников, поисково-спасательные работы, а также имитация боевой атаки по наземным целям.

- Сейчас пилоты будут отрабатывать парные полеты при сопровождении боевого вертолета Ми-35. Хотите на нем полетать? - предлагает полковник нам.

И вот мы сидим внутри летающего танка, так его называют пилоты. Многоцелевой ударный вертолет Ми-35 может эффективно действовать в горах, в пустыне и обладает огромной огневой мощью. Для многих государств эта винтокрылая машина остается несбыточной мечтой. В нашей стране их два десятка.

На горизонте появляется пара Ми-17. Кажется, что “вертушки” едва ли не касаются винтами - настолько близко они летят друг к другу. От такой ювелирной работы дух захватывает. Неожиданно вертолеты ныряют вниз и затем вверх. Пилоты решили немного встряхнуть журналистов и устроить им воздушные горки.

За учебно-тренировочным процессом с земли наблюдает целый командный пункт. Потом будет сделан анализ и разбор полетов.

У старшего лейтенанта Султанбека АРЫНА уже 350 часов налета и более 1000 вылетов. Он с детства грезил о небе и хотел быть именно военным летчиком.

- Сегодня я совершал учебно-тренировочные задания на десантирование, - рассказывает Султанбек. - Когда сижу в кабине и управляю вертолетом - непередаваемое счастье. Сколько себя помню, хотел летать. Сейчас я уже командир экипажа. В семье до меня не было военных, но сейчас по моим стопам пошел младший брат. Надеюсь, теперь будет военная династия.

В 2019 году Султанбек принимал участие в армейских играх в номинации “Авиадартс” в Рязани. Тогда наша команда летчиков заняла третье место.

- На место старта мы добирались 15 часов и столько же обратно своим ходом, и это был один из самых долгих моих перелетов, - делится летчик. - Получил отличный опыт и определенные навыки, которые обязательно пригодятся мне на практике.

Молодой лейтенант немногословен, как все военные. Оно и понятно - эти парни доказывают все на деле.

- Учения учениями, а обед по расписанию, - улыбается полковник Байдуллаев. - Приглашаем вас отведать еду летчиков.

Кормят пилотов очень сытной и полезной пищей. Обязательно на столе есть яблоки и шоколад. В меню также предусмотрены мясо и рыба. Кстати, среди ребят я не видела ни одного с излишним весом, потому что за их здоровьем строго следят медики.

После обеда занятия продолжились. Молодым летчикам предстоит еще много чему научиться. Полученный опыт они смогут уже скоро применить в практических боевых учениях.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть