2618

Навели мосты

Шесть сёл Алматинской области соединили между собой переправами

Навели мосты

Еще недавно жители нескольких населенных пунктов Кегенского района жаловались на аварийное состояние мостов, соединяющих их с большой землей - райцентром Кеген. Сельчане вынуждены были добираться туда объездной дорогой, которая увеличивала расстояние аж на 60 километров.

Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области Ержан ЖАСЫБАЕВ раскладывает на столе карту Алматинской области и показывает самый живописный уголок Жетысуского края - Кегенский район, большую часть которого занимают горы, хвойные леса и озера.

- Вот село Жаланаш, рядом Тогызбулак, Жайжакбудак, Кенсу, Талды и Шырганак, - поясняет он. - До райцентра, если ехать по прямой дороге, - 25 километров, но этой возможности люди были лишены, и им приходилось добираться по объездной дороге, которая увеличивала это расстояние в три, а то и в четыре раза. Проблема была в изношенности мостовых переходов. Они требовали капитального ремонта. Учитывая желание сельчан, ведь это не просто трасса, а дорога жизни, кормилица всех сел, мы решили помочь.

Сотрудники областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области выехали в район, изучили ситуацию, сделали диагностику и паспортизацию мостовых конструкций.

Все знают, что дороги в сельской местности - залог процветания аулов и деревень. Кегенский район издавна славился картофелем. Сегодня при поддержке государства возрождается эта ценная сельскохозяйственная культура, расширяются ее площади. Животноводство, как исконно казахское производство мяса, шерсти, молока, также получает свое развитие. В село приходит бизнес, открываются мастерские по пошиву одежды и обуви, налаживаются небольшие производства.

Уникальна и сама природа Кегенского района, находящегося на высоте двух тысяч метров над уровнем моря. Здесь великолепные горные пейзажи, неповторимые озера Кайынды и Кольсай. Сегодня сюда со всей страны едут туристы и гости из-за рубежа, которых принимают местные жители. Они строят гостевые дома, предоставляют самые разные услуги, начиная от традиционной казахской кухни и заканчивая конными поездками и участием в национальных казахских обычаях. Глядя на соседей, открывших небольшой туробъект, стараются не отстать и остальные. У туризма здесь большое будущее. Придет время и для посещения курганов, “каменного цветка”, древних рудников. Все это сегодня изучается, прокладываются новые маршруты.

Открытие туристами Кегенского района стало возможным благодаря строительству новой современной дороги к знаменитым озерам. Расположенные вдоль трассы аулы Жаланаш, Акай, Карабулак, Саты получили новый импульс развития.

Ерлан МУСАЕВ - главный механик ТОО “Алматы жолдары”, выигравшего тендер на капитальный ремонт 25 километров дороги от села Жаланаш до Кегена, говорит:

- Наше ТОО должно было еще и капитально отремонтировать расшатавшиеся за 70 лет мосты и остановить разрушение грунта.

- Сначала надо было восстановить земляное полотно на отрезке этого пути. Дорогу от Жаланаша до Кегена нужно было прокладывать по горной местности, - рассказывает главный механик. - Расширять путь приходилось тяжелой техникой, а ее поднять на возвышенность было нелегко. Долбили скалы, подкрепляли грунтом опасные участки: подъемы и повороты. И только благодаря опыту нашей большой и дружной команды удалось осуществить задуманное без ЧП и срывов.

Когда строительная компания расширила и расчистила дорогу, сельчане вздохнули с облегчением.

- Мы боялись за жизнь ребят. Опасная все-таки у них работа. Не только долбить скалы - даже залезть на такую высоту на больших экскаваторах не каждый отважится. Ведь они могли в любой момент сорваться с высоты, - восхищается рабочими жительница села Талды Тамаша НАНШЫБАЕВА. - Они сделали нам прекрасный подарок: соединили села, сделали переправу, проложили красивую и безопасную дорогу. Укоротили нам путь. В советское время даже гравийной дороги не было, хотя здесь было отделение большого колхоза “Шырганак” №36. Доили коров и пасли овец. В гости к соседям ездили исключительно на лошадях. На собрание бригадиры из Жаланаша, Тогызбулака, Жайжакбудака и Кенесу приезжали верхом, оставляли у нас лошадей, садились на автобусы и ехали в райцентр. А чуть позже, когда появились вездеходы типа ГАЗ-66, стали цивилизованно ездить на грузовиках. Сейчас можно будет на легковом авто ехать и наслаждаться нашими красотами.

Дорожные работы подходят к концу.

- Последнее - прокладка асфальта. Сейчас эту работу делает специальная автомашина-асфальтоукладчик. На ней я тружусь уже десятый год, - говорит машинист Тилек ЕГЕМБЕРДИЕВ, нажимая на кнопки огромного агрегата. - Регулирую насыпь. Ее высота не должна превышать восьми сантиметров, а после катка - шести сантиметров. Если не соблюдать эти стандарты, мою работу просто не примут, и деньги уйдут на ветер.

Парень бьет рекорды по укладке красивого полотна. Он говорит, что, если соединить асфальт, который он проложил за все эти годы, можно до Франции доехать.

- Строители подсыпали гравий на трех улицах в нашем селе, причем бесплатно. За это мы их кормили айраном и сметаной, - благодарит строителей фельд­шер-пенсионер Калипа ДУКЕНБАЕВА. - Государство отремонтировало нам школу, новые туалеты построили. Единственное, чего не хватает, так это интернета.

Здесь, в селе Талды, ученики весной во время карантина ушли на удаленку.

- Дети всю четвертую четверть на соп­ке просидели. Вон видите ту возвышенность, там раньше маяк стоял, и заблудившиеся люди ориентир по нему держали. Теперь наши школьники там уроки делают. Не знаю почему, но именно там можно поймать сотовую связь, - продолжает Калипа-апай, указывая на гору за селом. - Передайте властям или представителям сотовых связей: пусть приезжают к нам в село - скоро новый учебный год, а от программы да и от внешнего мира не хочется отставать.

Кстати, почти во всех отдаленных селах Кегенского района, где я побывала, плохая сотовая связь.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

А тем временем

Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области изучило состояние мостов и в других районах и городах Алматинской области. В итоге была разработана целая программа поэтапного восстановления 108 мостов. Согласно предложенной программе разработали техническую и проектно-сметную документацию среднего и капитального ремонтов 31 мостового перехода первой степени аварийности, которые должны быть восстановлены в первую очередь. В 2018 году выполнили работы по среднему ремонту семи мостов. На эти цели было выделено 490 млн тенге. В текущем году ведутся работы по капитальному ремонту восьми мостов, на которые выделено 1,4 млрд тенге.

Всего за три года уже отремонтировано 34 моста.

Поделиться
Класснуть