7343

Хорош так строить!

Архитекторы Мангистауской области в шоке от нынешней застройки Актау

Хорош так строить!
Впритык к береговой линии возводят еще одну высотку.

Дело даже не в хаотичном выделении участков под небоскребы рядом с маловысотными домами или в застройке побережья. Сегодня в Актау растуткак грибы многоэтажки, которые строят в нарушение всех санитарных норм. В результате уже через год новоселы мучаются из-за образовавшейся плесени и трещин на стенах, покосившихся и протекающих оконных рам и разрушающегося фундамента. И не менее важно, что обладатели заветных метров в итоге остаются без сопутствующих необходимых объектов - детских садов, школ, медицинских учреждений и магазинов в шаговой доступности.

Увы, прошли те времена, когда суть архитектуры заключалась в трех составляющих - польза, прочность, красота, а основным принципом работы любого архитектора было создание комфортной городской среды, удобной для проживания. Сегодня архитектурный облик Актау все больше вызывает раздражение среди населения, которое считает, что на первое место застройщики ставят личное обогащение, но никак не комфорт и удобство для граж­дан. Архитекторы областного центра, работавшие в былые времена, признаются, что в свое время их лишили ряда полномочий, и это в свою очередь отразилось на нынешнем хаосе в застройке.

Калыбек КЕНЖАЛИЕВ в 2011 году занимал должность руководителя управления архитектуры и градостроительства Мангистау­ской области. До его прихода на этот пост в Актау воплощался громкий проект “Актау-Сити” (см. “Мираж пустыни”, Время от 5.10.2013 г.). Предполагалось, что этот туристический прожект превратит Актау в Арабские Эмираты. Правда, через несколько лет проект забросили из-за его непродуманности, элементарных просчетов и, как выяснилось впоследствии, из-за нарушений строительных норм. Однако земля под него была выделена огромная, поэтому в итоге ее было решено застроить обычными микрорайонами без всяких изысков.

Калыбек Кенжалиев отмечает, что в начале 60-х годов прошлого века, когда строился областной центр, архитекторы принимали проекты типовых домов, учитывая в первую очередь не дешевизну строительства, а комфорт для проживания. Так, к примеру, появились четырехэтажные дома галерейного типа, где основным достоинством было сквозное проветривание, что помогало жильцам обходиться без кондиционеров. Немаловажно, что такая застройка придавала городу неповторимый колорит и стилевое единство архитектуры. Затем были построены девятиэтажные галерейные дома из крупных блоков, а также оригинальные, в форме открытых книжек одиннадцатиэтажные дома “на ножках”. Они, кстати, помимо необычного архитектурного замысла обладали еще и повышенной сейсмоустойчивостью. Город прирастал каждый год новыми микрорайонами с отдельными детскими садами, школами и магазинами. Не зря в 1977 году за создание архитектурного ансамбля города наши архитекторы и проектировщики получили Государственную премию СССР, а через год золотую медаль Международного союза архитекторов имени Патрика Аберкромби.

Сейчас Актау не может похвастаться ни красотой, ни практичностью, ни комфортом, а самое главное - жесткой градостроительной дисциплиной.

В старой части города застройка уплотнена донельзя.

- В свое время не то что дом - светофор без согласия архитектора не поставили бы, - говорит Калыбек Кенжалиев. - Сегодня мы наблюдаем, как застраивают любой клочок пустующей земли в старой части микрорайонов. А ранее пустыри в каждом микрорайоне оставляли для того, чтобы можно было разбить небольшой сквер, детскую площадку либо зону отдыха для горожан. Сегодня все это застраивается бизнес-центрами, огромными магазинами. Естественно, застройщику выгоднее расположить свой объект здесь, чем в новых микрорайонах, так как есть проложенные коммуникации, которые в строительстве составляют почти половину затрат. Если старая часть грешит уплотнением, то в новых микрорайонах можно наблюдать грубейшие нарушения как в планировке, так и в самом строительстве. В новых районах строятся лишь жилые дома, а необходимых социальных объектов нет. В результате дома заселяют, а затем на протяжении нескольких лет люди вынуждены ездить в другие микрорайоны, чтобы отвезти детей в школы, сады, больницы, - говорит Калыбек Кенжалиев.

Архитектор отмечает и нарушение санитарных норм, к примеру, инсоляции. По нормам в любую жилую комнату в квартире солнечный свет должен попадать как минимум на протяжении полутора часов ежедневно. Однако строительство новых домов, которые расположены друг за другом, нарушает эти нормы. В результате в домах из-за недостатка солнца развиваются опасные бактерии, образуется плесень. Кроме этого в расчете инсоляции должна учитываться еще и светоотражающая способность фасадов домов, что нередко игнорируют строители. Грешат застройщики и неправильным расположением оконных проемов, несоблюдением розы ветров, что в итоге приводит к нарушению температурного режима в квартирах. Это же касается и прокладки коммуникаций, которые зачастую подключают к домам спустя несколько лет после их ввода в эксплуатацию.

В свою очередь бывший начальник ДЧС Мангистау­ской области Кажимурат ХАЙРУШЕВ говорит, что такого бардака в строительстве можно было избежать, если бы в свое время из комиссии, участвующей в отводе земельных участков, не удалили представителей компетентных органов.

Все пустые участки проданы частникам, и каждый строит, как ему вздумается.

- До 2000-х годов в эту комиссию входили сотрудники ДЧС, которые очень внимательно отслеживали процесс выдачи участков под индивидуальное строительство жилья. Мы проверяли, чтобы земли не выдавали вблизи газо- и нефтепроводов, опасных для жизнедеятельности людей объектов. Но нас лишили таких полномочий, и в итоге целые поселки выросли там, где априори это запрещено. Сегодня мы видим тот же поселок Умирзак, окруженный нефтехранилищами, массу домов в районе опасных газопроводов. То же самое касается и застройки скал на побережье, где раньше никто и не подумал бы разрешать возводить жилые дома, тем более такой этажности, - сетует Кажимурат Хайрушев.

С ним отчасти согласны и архитекторы, которые отмечают, что раньше в госкомиссию по приему объектов в эксплуатацию входили сотрудники не только ДЧС, но и СЭС, пожарной безопасности и т.д. Но впоследствии их убрали якобы из-за сильной коррумпированности и затягивания сроков. В результате сегодня комиссия состоит лишь из представителей застройщика и заказчика, которые заинтересованы только в скорейшей сдаче объекта.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть