4969

Аж мурашки побежали!

У 16-летнего Иннокентия ТРЕСКУНОВА в квартире живут три десятка муравьев, два десятка пауков, десять скорпионов, три вида тараканов, пара жуков-палочников. И никто их дустом не травит - это любимые питомцы в семье.

Аж мурашки побежали!

В детстве, когда обычно ребята тащат домой бездомных котят или щенков, Иннокентий приносил стрекоз, паучков и кузнечиков. В девять лет он всерьез увлекся энтомологией - наукой о насекомых. Особенно ему нравилось наблюдать за муравьями.

- В интернете увидел ролики о муравьиных фермах - формикариях - и попросил маму купить мне такую, - рассказывает юный энтомолог. - Первый формикарий был небольшой, и жили в нем муравьи-жнецы. Чтобы кормить муравьев, завел тараканов мраморных. После увлекся пауками-птицеедами. Мне нравится сфера общественных насекомых: осы, пчелы, термиты, муравьи. Я успел всех подержать дома, кроме пчел. Сейчас у меня живут еще сцинковый геккончик, ящерица-эублефар, йеменский хамелеон и две собаки.

О членистоногих Кеха, так его ласково называет мама, может рассказывать долго. В свои 16 лет он участник международного сообщества муравьеводов, и даже маститые формикиперы обращаются к нему за советом.

- Бывало, в день по десять звонков поступало с просьбой проконсультировать, - говорит Иннокентий. - Нюансов много, к примеру, тех же муравьев можно погубить, если неправильно следить за влажностью в формикарии. А вообще, насекомые и паукообразные несложные в содержании. Места занимают мало, едят немного, бесшумные. При этом превосходно снимают стресс. Можно часами смотреть на жизнь муравьев. Это своеобразный мегаполис, где каждый занят своим делом. Кстати, у них жестко соблюдается принцип “кто не работает, тот не ест”. Они по запаху чувствуют, трудился ли муравей, поэтому у бездельников рабочие особи отбирают еду.

Пока мы разговаривали с Кехой по телефону, он несколько раз отключался, потому что звонили проконсультироваться. Есть у него и опыт создания формикария. Как-то к нему обратился бизнесмен из Белоруссии и попросил разработать модель муравьиной фермы.

- За твою идею тебе заплатили?

- В качестве оплаты из Белоруссии мне прислали формикарий, созданный по моему чертежу. Главное не деньги, а процесс, - признается Кеха. - Мне часто говорят, что в науке сейчас много денег не заработаешь. Все зависит от желания. У меня был опыт работы на передвижной выставке пауков-птице­едов. За месяц заработал хорошую сумму. Я не боюсь, что не смогу на жизнь заработать.

У юного зоолога хорошее чувство юмора, он отлично ладит с людьми и не обижается, когда его называют ботаником.

- Поначалу не все одноклассники понимали мое увлечение членистоногими, а сейчас с интересом слушают мои выступления. Иногда я приношу в школу своих питомцев. Все в восторге. В детстве все называли меня мурашом или ботаном, но я не обижался. Я люблю гуманитарные предметы, а вот с цифрами у меня никак не складываются отношения, - признается старшеклассник.

- В первом классе на уроке математики Иннокентий встал и начал складывать учебники в портфель. Учительница удивленно поинтересовалась, что он делает, на что сын ответил: “Я понял, что математика мне совершенно неинтересна, поэтому я пойду в библиотеку почитаю про животных”, - подхватывает разговор мама Мария ТРЕСКУНОВА. - Он спокойный мальчик, но в младших классах меня часто вызывали в школу. Как-то во время дождя на перемене он позвал одноклассников спасать дождевых червей. Объяснил, что бедные червяки выползли на асфальт и теперь, если не найдут землю, то погибнут. И весь класс отправился на спасательную операцию. Прозвенел звонок на урок, учитель никого в классе не нашел. Пока педагог бегал по школе, дети все мокрые, но счастливые вернулись в класс. Меня, естественно, вызвали к директору. И таких историй было немало.

- Как вы уживаетесь со всеми этими ползучими тварями?!

- Хорошо уживаемся! Я Кехе сказала, что он может заводить что угодно, но в пределах своей комнаты. Я сама когда-то участвовала в олимпиадах по биологии и, может быть, стала бы биологом, если бы не аллергия. Единственное, кого я боюсь, - это тараканы, а их у нас немало разных. Поначалу я в ужасе была, но сейчас привыкла.

По словам юного энтомолога, он следит за своими питомцами, чтобы они не сбегали. Хотя иногда и такое случается.

- Как-то муравьи прогрызли стенку формикария и отправились гулять по комнате. Я их быстро поймал и обратно на ферму отправил, - вспоминает Кеша. - Еще помню, как муравьи совершили переселение в террариум к лягушке, которая у меня жила. Я недо­смотрел, и они дружной компанией отправились к ней в гости, потому что там было влажно. Она их, конечно, поела частично, но непрошенных гостей было так много, что они загнали ее под потолок жилища. Пришлось спасать лягуху. Но такие истории случаются редко. Соседи раньше тоже опасались, что тараканы или пауки разбегутся, но сейчас успокоились и не переживают.

На вопрос, насколько дорогое удовольствие держать таких питомцев, будущий зоолог ответил, что абсолютно недорогое.

- Формикарий можно сделать самому. В интернете много роликов на эту тему. Но можно и купить недорого, - пояснил Кеша. - Муравьи тоже недорогие, но все зависит от вида. Те же жнецы дешевые и едят семена. Раз в неделю таракана закидываю им. Птицеедов еще проще держать.

Иннокентий - человек творческий. Он прекрасно рисует, играет на гитаре и увлекается стрельбой из лука. В будущем собирается поступать в российский вуз на факультет зоологии.

- Мечтаю открыть новый вид муравьев, - признается он. - Мир членистоногих удивительный, и я хочу, чтобы заинтересованных в этой теме было больше.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлены Иннокентием ТРЕСКУНОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть