1288

Статус для ветерана

Столичные железнодорожники предлагают включить памятник паровозу серии Эш-4161, установленный на городской привокзальной площади, в объекты культурного наследия Нур-Султана.

Статус для ветерана

Паровоз - настоящий ветеран. В этом году ему исполнится 98 лет. Но, как считают железнодорожники, пока он не окружен должным вниманием и является скорее игрушкой для детей, чем уникальным артефактом.

Эш-4161 изготовлен по заказу Советского Союза в 1922 году в Швеции. Советское правительство тогда заказало 1000 таких машин и заплатило за них золотом. Локомотив обслуживал участки Туркестано-Сибирской железной дороги. Во время Великой Отечественной войны паровоз возил грузы на фронт, побывал под бомбежками и обстрелами. Очищая его от слоев краски, железнодорожники увидели надпись “Смерть немецким оккупантам!”, десятки залатанных пробоин и осколков.

В мирное время паровоз служил в Жамбылском локомотивном депо и был списан лишь в 1982 году, когда на смену старой технике пришли тепловозы и электровозы. Тогда паровоз установили на постамент в депо, где он простоял 21 год и был гордостью железнодорожников. Затем его перевезли на вечную стоянку в столицу.

Машине нашли место на привокзальной площади, поставили памятную плиту, где на трех языках можно прочитать о ее героическом прошлом. В 2014 году чрезвычайный и полномочный посол Королевства Швеции в Казахстане Манне ВЭНГБОРГ поблагодарил железнодорожников за бережное отношение к исторической ценности и отметил, что паровоз увековечил дружбу Казахстана и Швеции.

Стоит отметить, что в то время паровоз был в идеальном состоянии. Как говорят железнодорожники, можно было запросто поставить его на рельсы и запустить. Профессионалы заботились о том, чтобы сохранить не только внешний облик машины. Зачем же теперь потребовалось официально придать ему статус памятника истории и культуры?

- Да потому, что сейчас он, скорее, игрушка для детей, которые по нему лазают, пытаются что-то открутить, - рассказывает машинист-инструктор локомотивных бригад пассажирского движения Владимир УЛЬЯНЕНКО

- Уже давно наглухо закрыта дверь внутрь паровоза, и мы никому не показываем его устройство. Честно говоря, даже не знаем, в каком все там состоянии. Скорее всего, в плачевном. Хватает вандалов и алкашей, которые не улучшают его вид. Да и сам сквер, где расположен сейчас паровоз, требует обновления и ремонта. Здесь после укладки брусчатки все затапливается в дождливую погоду, весь постамент в сколах. А паровоз и правда исторический. Почему бы к нему не относиться с должным уважением?! Мы своими силами каждый год его реставрируем, но хочется внимания именно на государственном уровне. Может быть, тогда и горожане будут иначе относиться к раритету. Когда я хожу мимо него на работу, пытаюсь призвать людей к порядку и чаще всего слышу: мол, шел бы ты своей дорогой... Мне очень хочется донести до людей, что без истории нет народа. А мы сами свою историю топчем ногами, не умеем беречь.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Любови ПОДОЛЯК, Алматы

Поделиться
Класснуть