1969

Причал по вызову

В Уральске спустили на воду впервые построенный в Казахстане пункт маневренного базирования (ПМБ)

Причал по вызову
Буксир выводит ПМБ на середину Чагана.

Свое детище на воду провожали несколько десятков рабочих - из-за карантина на спуск попала только малая часть тех, кто почти два года строил эту громадину. После торжественных речей и награждений директор кораблестроительного завода вместе с гостями ударил о борт бутылку шампанского, и многотонная конструкция сошла на воду.

Конечно, новую базу в отличие от военных кораблей сложно назвать стремительной или изящной, однако ей эти качества и ни к чему. Главная задача пункта маневренного базирования - помощь кораблям. Фактически это плавучий тяжелый металлический причал.

Директор завода Вячеслав Валиев и Айдар Аймурзин разбивают бутылку шампанского.

- Это была совместная идея, но главными инициаторами такой разработки были, конечно, наши пограничники, - говорит заместитель директора по производству Виктор ПОДХВАТИЛИН. - Дело в том, что места базирования кораблей располагаются в Атырау, Баутино и Актау. А места их служебной дислокации на отдалении в 200 морских миль и больше. Чтобы сократить время на прибытие туда и дорогу оттуда, родилась идея создать пункт базирования на юге Каспия. Корабли, находясь в море, смогут подойти к этому пункту, дозаправиться, получить питание, топливо, слить отходы. То есть, не заходя в порт, обновить свои запасы и опять уйти на боевое дежурство. И пройти при этом не 200 с лишним миль, а всего тридцать или пятьдесят.

Проект ПМБ казахстанские кораблестроители заказывали в соседней России, некоторые крупные узлы, например дизель-генератор, также поставили из других стран. Но все остальные работы были проделаны уральскими кораблестроителями. В общей сложности отработано порядка 170 000 человеко-часов.

Рабочие швартуют.

Длина новой конструкции больше 50 метров, ширина - 11, высота борта - 3,2 метра, а глубина осадки - 1 метр. Фактически это, как говорят строители, огромная плоскодонка водоизмещением от 400 до 521 тонны. Мощность энергетической установки базы - 394 кВт.

На ПМБ размещается команда из шести человек, для которой созданы вполне комфортные условия.

Палубное пространство оборудовано проезжей частью со специальными грузовыми рымами, обеспечивающими надежное закрепление автокранов и автомашин на палубе при проведении погрузо-разгрузочных работ в любое время суток.

Строительством ПМБ уральский завод “Зенит” разменял четвертый десяток судов. Сегодня воды Каспийского моря бороздят 30 кораблей и катеров, построенных на предприятии. По словам приемщика от пограничной службы, экипажи своими машинами довольны.

- Огромное спасибо от капитанов, командиров кораблей за маневренность, спасибо от матросов, которые твердо стоят на палубах, спасибо от всех экипажей, для которых ваши суда являются одновременно и рабочим офисом, и уютным домом, - сделал трогательное отступление первый заместитель директора пограничной службы КНБ РК полковник Айдар АЙМУРЗИН.

По его словам, за 4 месяца этого года кораблями и катерами, построенными в Уральске, было задержано 41 судно - нарушитель закона. Тем самым пограничники предотвратили ущерб на сумму более миллиарда тенге.

Первый ПМБ получил имя “Абай”. После испытаний пункт маневренного базирования отбуксируют по Уралу до Атырау, а затем - в Баутино. Там пройдут швартовные испытания, по окончании которых база уйдет к месту несения службы. Известно, что этот ПМБ расположится в прибрежной зоне. На него будут приезжать многотонные машины с грузами топлива, пресной воды и другими необходимыми вещами. Вообще, такая база может быть установлена где угодно, хоть в открытом море. На стапелях завода “Зенит” сейчас строят еще несколько судов для пограничной службы.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть