3254

Художник Владимир ТВЕРДОХЛЕБОВ, автор знаменитого алматинского фонтана “Знаки зодиака”, с грустью наблюдает за постепенным разрушением своего детища.

У фонтана

На сайте акимата Медеуского района Алматы про этот фонтан пишут: “Гордость нашего района”. Его прекрасно знают все алматинцы. К тому же в этом году фонтану исполняется сорок лет. Но живется юбиляру несладко. Сделан он очень качественно - из мозаичной плитки на дне чаши до сих пор не выпал ни один камешек. Тем не менее любой фонтан требует подновления, технического апгрейда и профилактических работ. Но если таковые и проводятся, то, скорее, уродуют “Знаки зодиака”. Например, наша газета уже обращала внимание на то, что год назад бронзовые фигуры были… покрашены!

А нынешней весной Владимир Сергеевич с грустью заметил, что так называемая скамейка, то есть каменное покрытие края чаши фонтана, во многих местах сколота. Виной тому не вандалы, а как раз “специалисты”.

- Я живу здесь рядом, поэтому даже во время карантина частенько прохожу мимо Академии наук, - рассказывает Владимир Твердо­хлебов. - Прекрасно замечаю все малейшие изменения. Например, вот эти сколы камня появились после последнего снега, выпавшего в Алматы. Его убирали трактором, машина проехала слишком близко и сколола камень. Я не знаю - то ли водители пьяные, то ли им лень хотя бы что-то вручную убрать. Почему надо на технике вплотную проезжать? Так происходит не первый раз. Причем отколовшиеся камни рабочие запихивают в сливные отверстия, что тоже не улучшает фонтан. Да еще и снег зимой скидывают сюда.

- Позвольте, но мы постоянно слышим разговоры о том, что вот-вот состоится реставрация фонтана.

- Где вы это слышите?

- В 2015 году управление природных ресурсов и природопользования города сообщало, что реконструкция намечена на 2016-2017 годы. В 2018-м то же управление уже делилось, что реконструкция будет проведена до 2020 года.

- Поверьте мне на слово: сколько я наблюдаю за фонтаном, его ни разу не ремонтировали. А в 2014 году его вовсе ни разу не включали, кстати, тогда фонтан и начал разваливаться. Сейчас все стараются ухватить любой клочок земли в центре города и застроить его так, чтобы он приносил выгоду. Мой фонтан выгоду не приносит, наверное, поэтому к нему такое отношение. И в 2014-м, когда его не включали, до меня дошли слухи о том, что кто-то уже положил глаз на это место. Тогда моя дочка стала подключать общественность, обратилась в средства массовой информации. После этой шумихи начались разговоры о реставрации. Но иногда мне кажется, что все просто ждут, когда меня не станет и о фонтане некому будет переживать…

Фонтан “Знаки зодиака” появился в Алматы в 1980 году. На его создание Владимира Твердохлебова вдохновили фигурки животных с бронзовых жертвенников, найденные в Казахстане. Художник до сих пор тепло вспоминает, как совершенно случайно оказался в Алматы. Он окончил Высшее художественно-промышленное училище, бывшую Мухинку, распределился в родной Ленинград, даже был обеспечен жильем, тут-то и пришло приглашение поехать в Казахстан, чтобы заняться оформлением музея истории. Кстати, именно там Твердохлебов познакомился с огромным количеством археологических находок, влюбился в звериный стиль древних кочевников и представил себе фонтан, где бронзовые фигуры расположатся вокруг Солнца. Южный город не отпускал художника, заказы шли один за другим, и все были очень серьезные. За музеем истории - оформление интерьеров в доме-музее Ауэзова. В итоге Ленинград так и не дождался молодого специалиста.

- Это нормальное явление - здесь была интересная работа, вот я и остался. Тем более что женился на казашке. Через пять лет съездил в Ленинград, официально перевелся на постоянную работу в Алма-Ату.

Фонтан рождался долго, больше шести лет. Работали над ним командой вместе с архитектором Владимиром КАЦЕВЫМ и скульптором Александром ТАТАРИНОВЫМ. Утверждали проект в ЦК партии, никак не меньше. Фигуры отливали в Алматы на электромеханическом заводе. До сих пор Владимир шутит, что это сейчас много денег расходуется на разные околокультурные проекты и программы, а в советское время на культуру денег вечно не хватало. Зато в итоге дорогу получали самые достойные идеи.

- Знаете, иногда мне кажется, проблема в том, что сейчас есть большое желание избавиться от всего, что пришло из эпохи СССР, - переживает Владимир Сергеевич за фонтан. - Хотя бы один раз за сорок лет все привели бы в порядок - отполировали бронзовые фигуры, каменную скамейку, почистили заизвесткованное дно, подновили постаменты зверей. Каждый новый аким города поручает помощникам взять это дело на контроль, поручение записывается в блокноты, и… все. Может быть, проблема в том, что нет профессионалов. Думаете, за фонтанами ухаживают специалисты? Я тоже так считал, а потом узнал, что раз в год разыг­рывается тендер и самим исполнителям не всегда понятно, что же входит в понятие “обслуживание фонтанов”. Поэтому благородные бронзовые фигуры чистят пескоструйной машиной, что нарушает фактуру, а затем и вовсе красят ужасной краской. Я же не прошу денег за консультацию - все время говорю рабочим, что готов помочь им советом, рассказать, что требуется и как сделать. Но они только странно на меня смотрят. Приезжают ребята почистить или подкрасить верхнюю фигуру - Солнце, ставят железные леса прямо на уникальный мозаичный лотос. Я им говорю: “Вы бы хоть доски подложили!” А они не поймут, почему я переживаю.

Твердохлебов, которого иногда ласково называют дедушкой алматинского городского дизайна, вообще печалится, что исчезают хорошие работы. Например, фреска из зимнего сада Дома ученых была просто закрашена во время реставрации Академии наук. А ведь эта работа выдвигалась на госпремию… Хорошо, что сохранились уникальный витраж в этом же здании и мозаичный портрет Абая.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть