2013

Макак в ожидании красавиц

Почему сотрудники зоопарка не уходят домой

Макак в ожидании красавиц

Как переживают карантин животные в зоопарке? Нет ли у них стрессов или недостатка в продовольствии? Мы созвонились с руководителями секций и задали эти вопросы.

Оказалось, что с едой у животных все в порядке, а вот изоляцию они, как и люди, переносят по-разному.

Пернатым очень хорошо. У них уже закончился брачный период, и большинство сидит на яйцах. В такой ситуации посетители возле клетки обычно будоражат птиц.

- Моим подопечным хорошо, что нет посетителей, - смеется Наз­гуль ЕЛЬДЕЕВА. - Вы же знаете, всегда найдется гость, которому мало увидеть птицу, а надо, чтобы она еще и двигалась. Начинают дергать, дразнить, хотят, чтобы птица как-то проявила активность. Для этого могут засунуть в вольер палку, чтобы она побегала, попрыгала. В этом году у нас прогнозируется вполне урожайная по приплоду весна.


Большая часть копытных занимает позицию верблюда, то есть величаво жует свое сено и на людишек внимания не обращает. Те, кто ждет потомства - верблюды, косули, пони, уже находятся “на сохранении” в отдельных удаленных загонах. Всеобщий любимец тапир Мартин со своей женой Дуней брачные игры провел без последствий. Он умеет планировать семью, и, пока не подрастет предыдущий отпрыск, малыш Мардуня, размножаться тапирчики не будут. Если кто и страдает от опустевших аллей зоопарка, так это декоративные козы.

- У нас есть животные, которых я называю шоуменами, - рассказывает Болабек МАХАТОВ. - Они любят общаться с посетителями, клянчат еду. Сейчас их никто не балует, и они кричат от обиды, когда видят сотрудников, требуют внимания. Вообще, обычно на Наурыз некоторых наших животных даже приглашают прийти и повеселить публику на массовых гуляньях. Они позируют, фотографируются, даже поют! Для таких случаев у них есть специальные паспорта с фотографией и разрешением выходить в город. А эта весна проходит тихо…

Хуже всех переносят карантин… обезьяны. Они без публики, оказывается, вообще жить не могут! Но карантин для них установлен не впервые. Приматы - это единственная категория животных, которая очень легко подхватывает от людей все сезонные ОРВИ и грипп. Поэтому, пока два года назад в зимнем помещении не появилась стеклянная перегородка, отделяющая животных от посетителей, приматов в холодное время года закрывали на карантин, и они очень тосковали по людям.

- Они и за эти две недели успели соскучиться! - переживает Шолпан АБДИБЕКОВА. - Тем более сейчас весна. Наверное, не все посетители знают, что мои подопечные прекрасно определяют, кто из публики мужского пола, а кто женского, и не просто красуются перед приглянувшимися зрителями, а в прямом смысле заигрывают! Бывало не раз, что самка выбирает красивого мужчину, хочет ему понравиться, а он равнодушно проходит мимо клетки. Тогда она устраивает нам такую истерику, что приходится бежать за посетителем. Мы просим его постоять перед стеклом, посмотреть на обезьяну. А сейчас, кроме нас, никто не ходит. Мы же для них привычные люди.

Чтобы развлечь подопечных, сотрудники секции приматов играют с животными, разговаривают, бегают с ними наперегонки по разные стороны стекла. Здесь даже работает телевизор, показывающий фильмы про дикую природу. Особенно общения не хватает шимпанзе Томирис и Паше. Паша любит смотреть телик на лежанке и выражает радость, когда заходит начальство.

- Неужели подхалим?

- Нет, просто животные выбирают себе сотрудников, к которым привязываются сильнее остальных. Паша, когда видит замдиректора зоопарка, начинает прыгать, орать.

Вообще, приматы любят повоображать, и мы прекрасно знаем, кто ведет себя чинно, а кто все время в контакте с публикой. Когда моем стеклянную перегородку со стороны животных, то хорошо заметны следы этого общения - поцелуйчиков на расстоянии.

Главный мачо - макак лапундер - мужчина в возрасте, но не пропускает ни одной юбки: начинает играть бровками и показывает роскошный красный зад, предмет видовой гордости. Пару ему не подбирают как раз из-за солидного возраста, но Шолпан просит не называть макака стариком, ему же обидно…

На днях, когда потеплело, произошло очень трогательное событие - Шолпан показала паре гиббонов малыша, которого забрала у них более полугода назад, сразу после рождения, чтобы выкормить из соски.

- Это обычная практика: когда животные искусственно выкормленные, они не знают, как прикладывать к груди малыша. Я ждала трое суток и, когда поняла, что он в опасности, забрала его. Джулия, мамаша, не хотела его отдавать, прикрывала лапами. Но пришлось забрать гиббончика и начать кормить смесью. Вчера показала им ребенка. Джулия волновалась, ревниво отгоняла папашу. А малыш даже не обратил на них внимания. Он, наверное, не знает, что относится к обезьянам, считает, что родился у меня, - смеется Шолпан.

- Как вы оберегаете приматов от вируса?

- Те, кто находится в непосредственном контакте с приматами, с начала карантина остались жить в зоопарке. Мы самоизолировались не со своими семьями, а с питомцами, чтобы обезопасить их. Здесь есть места, оборудованные для сна, руководство обеспечивает нас едой, и риск сведен к минимуму. В зоопарке нет случайных людей - все сотрудники преданы животным, и дома нас прекрасно понимают. Вот только мы сами немного одичали здесь, работая без выходных.

Самый малообщительный контингент находится в экзотариуме - змеи, ящерицы. На зиму холоднокровных положено погружать в сон, в противном случае они не размножаются. 

А весной им постепенно повышают температуру и выводят из спячки. Но спящие или бодрствующие, они не обращают внимания на посетителей. Им все ультрафиолетово…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть