1690

По рельсам, по шпалам...

19 декабря свой день рождения отметит Центральный музей железнодорожного транспорта Республики Казахстан.

По рельсам,  по шпалам...

Уникальное собрание создано энтузиастами, но по количеству раритетов может смело поспорить с другими историческими музеями. Вот только жалко, что до сих пор не все алматинцы знают про этот скромный музей. Он появился в 1999 году, а первым директором и инициатором создания стал Бейсен ШОРМАКОВ. Сейчас почетный железнодорожник и ветеран на заслуженном отдыхе, а его детищем руководит дочь Гульнара ШОРМАКОВА. Но первые годы именно он ездил по городам Казахстана и собирал документы, фотоальбомы, подшивки газет, уговаривал отдать в фонд музея уникальные предметы и механизмы, заказывал модельки поез­дов. Именно по его проекту изготовлен огромный макет железной дороги: для посетителей запускают настоящий поезд, который останавливается на станциях, движется через степь, проезжает тоннели, при этом посетители слышат стук колес, гудки локомотива.

- Папа сам закупал комплектующие для этого уникального макета, - рассказывает Гульнара Бейсеновна, - потом рисовал чертеж, а изготовлением занимался наш известный моделист Леонид СКЛЯР. Запустили модель мы в 2004 году, и с тех пор это самый любимый экспонат наших гостей.

Большую часть экспозиции можно трогать руками, потому что это серьезные предметы: образцы шпал и рельсов, костыль, которым раньше переводили пути, целая коллекция фонарей обходчиков от керосиновых до электрических, громоздкие механизмы, которые странно выглядят в городском помещении.

Естественно, история железных дорог Казахстана - это в первую очередь Турксиб. Легендарной магистрали посвящено много документальных фильмов, и все они собраны в фильмотеке музея. А гордость экспозиции - настоящий станционный колокол, на котором красуются буквы МПС - Министерство путей сообщения. Кстати, колокол до сих пор не списан на пенсию и часто бывает в командировках: его приглашают на открытие станций, особо важные встречи и проекты.

- Наша главная задача - сохранять историю, говорит Гульнара Шормакова. - У нас два профильных колледжа, два вуза, но мало кто из железнодорожников знает историю своей профессии в Казахстане. А еще мы немного завидуем другим музеям, которые уже стали наполняться современными витринами и предоставляют посетителям много информации через цифровые носители. Конечно, хочется модернизировать коллекцию и экс­позицию, но пока на это нет денег. Сколько мы ни обращаемся за поддержкой к руководству “Темир жолы”, ответ пока один: пройдет финансовый кризис, тогда и поговорим. Вот мы и стараемся своими силами что-то обновлять. Самое главное, что наш музей открыт для всех желающих в отличие от многих других профессиональных музеев. Например, в столице тоже появился музей железнодорожников, но чтобы прийти в него, надо заранее заказывать пропуск - просто так с улицы туда не попадешь.

День рождения музея решили отметить… дополнительным рабочим днем. Обычно в субботу помещение закрыто, и это еще одна причина, почему не все алматинцы знают про уникальную коллекцию, но 21 декабря сотрудники решили провести день открытых дверей и с радостью покажут свои сокровища всем желающим.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть