По рельсам, по шпалам...
19 декабря свой день рождения отметит Центральный музей железнодорожного транспорта Республики Казахстан.
Уникальное собрание создано энтузиастами, но по количеству раритетов может смело поспорить с другими историческими музеями. Вот только жалко, что до сих пор не все алматинцы знают про этот скромный музей. Он появился в 1999 году, а первым директором и инициатором создания стал Бейсен ШОРМАКОВ. Сейчас почетный железнодорожник и ветеран на заслуженном отдыхе, а его детищем руководит дочь Гульнара ШОРМАКОВА. Но первые годы именно он ездил по городам Казахстана и собирал документы, фотоальбомы, подшивки газет, уговаривал отдать в фонд музея уникальные предметы и механизмы, заказывал модельки поездов. Именно по его проекту изготовлен огромный макет железной дороги: для посетителей запускают настоящий поезд, который останавливается на станциях, движется через степь, проезжает тоннели, при этом посетители слышат стук колес, гудки локомотива.
- Папа сам закупал комплектующие для этого уникального макета, - рассказывает Гульнара Бейсеновна, - потом рисовал чертеж, а изготовлением занимался наш известный моделист Леонид СКЛЯР. Запустили модель мы в 2004 году, и с тех пор это самый любимый экспонат наших гостей.
Большую часть экспозиции можно трогать руками, потому что это серьезные предметы: образцы шпал и рельсов, костыль, которым раньше переводили пути, целая коллекция фонарей обходчиков от керосиновых до электрических, громоздкие механизмы, которые странно выглядят в городском помещении.
Естественно, история железных дорог Казахстана - это в первую очередь Турксиб. Легендарной магистрали посвящено много документальных фильмов, и все они собраны в фильмотеке музея. А гордость экспозиции - настоящий станционный колокол, на котором красуются буквы МПС - Министерство путей сообщения. Кстати, колокол до сих пор не списан на пенсию и часто бывает в командировках: его приглашают на открытие станций, особо важные встречи и проекты.
- Наша главная задача - сохранять историю, говорит Гульнара Шормакова. - У нас два профильных колледжа, два вуза, но мало кто из железнодорожников знает историю своей профессии в Казахстане. А еще мы немного завидуем другим музеям, которые уже стали наполняться современными витринами и предоставляют посетителям много информации через цифровые носители. Конечно, хочется модернизировать коллекцию и экспозицию, но пока на это нет денег. Сколько мы ни обращаемся за поддержкой к руководству “Темир жолы”, ответ пока один: пройдет финансовый кризис, тогда и поговорим. Вот мы и стараемся своими силами что-то обновлять. Самое главное, что наш музей открыт для всех желающих в отличие от многих других профессиональных музеев. Например, в столице тоже появился музей железнодорожников, но чтобы прийти в него, надо заранее заказывать пропуск - просто так с улицы туда не попадешь.
День рождения музея решили отметить… дополнительным рабочим днем. Обычно в субботу помещение закрыто, и это еще одна причина, почему не все алматинцы знают про уникальную коллекцию, но 21 декабря сотрудники решили провести день открытых дверей и с радостью покажут свои сокровища всем желающим.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы