6631

Построил тёщу

Пожилая актюбинка рассказала, чем её заставлял заниматься зять - приверженец радикального ислама

Построил тёщу

64-летняя Дамели ЕРЕНЖИПОВА до сих пор вспоминает бывшего зятя с содроганием. Кошмар длиною в четыре года едва не разлучил ее с единственной дочерью.

- Моя дочь с детства была отзывчивой, доброй и наивной. Казахи называют таких аңқау. Иногда было больно смотреть, как некоторые пользуются этим. Но то были посторонние люди, а тут - ее муж. Когда он превратил мою дочь в безвольное существо, я пожалела, что не воспитала ее хитрой, - в сердцах бросает пенсионерка.

Собственного жилья у Еренжиповой не было. Женщина одна растила дочь, регулярно меняла место прописки в зависимости от того, где найдет арендный дом по приемлемой цене. С работой тоже было сложно, но Дамели не теряла надежды, что когда-нибудь накопит хотя бы на дачный домик с участком.

- Я приторговывала на базаре, мыла полы, бралась за уборку подъездов. Летом всегда торговала напитками и вареной кукурузой, - вспоминает женщина.

К сожалению, поступить в колледж девушке не удалось - Дамели не осилила оплату. Поэтому после школы дочь стала помогать матери.

А в 2015 году в ее жизни появился Кайрат. Она влюбилась в него до беспамятства. Тот тоже был выходцем из аула. Не пил, не курил, читал намаз. Поначалу последний факт смутил будущую тещу - уже тогда в обществе косо поглядывали на таких, но дочь заверила, что Кайрат из правильных.

При знакомстве потенциальный жених обещал золотые горы: создать материальное благополучие и построить дом, в котором Кайрат, его жена и теща счастливо заживут. Уставшей от отсутствия постоянной работы и многолетних скитаний по чужим углам женщине этого было достаточно, чтобы одобрить выбор дочери.

Правда, новоявленный зять сказал, что пока он перекантуется у Дамели-апай - не откажет ведь она родственнику. Так, во-первых, экономнее, а во-вторых, в доме не помешает мужчина.

- Свое истинное лицо зять показал уже с первых дней проживания под одной крышей. Ко всему относился бескомпромиссно и не выносил чужого мнения. Я и оглянуться не успела, как моя дочь попала под его влияние. Он сразу начал забирать у нее деньги на правах мужа. Потом убедил носить платок и молиться. Заставлял ее слушать какие-то проповеди по телефону. Сам при этом не работал. В итоге за аренду домика платила я, - рассказывает Дамели.

Первая же попытка сделать ему замечание по этому поводу обернулась грандиозным скандалом. Кайрат не просто кричал на тещу, а ударил ее несколько раз по лицу.

- Я попросила зятя освободить дом. На следующее утро ушла на работу. Прихожу вечером домой, а он прибирается во дворе, разговаривает со мной, словно не было никакой ругани. Дочь потом мне говорит: мол, мама, он вчера не сдержался, ты не обижайся на него, - вспоминает пенсионерка.

Очередные разборки случились через месяц. Зять передал через жену теще, чтобы та тоже начала носить платок и не заходила в ту комнату, где он находится: мол, религия не позволяет. А еще варила еду, соблюдая специальный ритуал, чтобы ее “можно было есть”.

- Прежде чем поставить казан на огонь, я должна была его семь раз прополоскать. К тому же у нас и так один коридор, там же находилась кухня и собственно зал, где располагалась и спальня, - говорит Еренжипова. - Я сказала ему, что в доме не так уж много комнат, а если его что-то не устраивает, то пусть подыщет себе что-нибудь подходящее.

В итоге Кайрат опять поднял руку на пожилую женщину. При этом, к ужасу пенсионерки, дочь не стала вмешиваться в скандал.

- Раз я не читаю намаз, не ношу платок, то согласно его извращенной логике со мной можно было не считаться, грубить и даже бить, - говорит женщина.

К четвертому месяцу совместного проживания все заработанное тещей, а также ее пенсия были в руках зятя. Прошел год. Ничего из того, что обещал Кайрат, он так и не выполнил. Зато в доме появилась... еще одна женщина - вторая жена зятя-радикала.

- Он настолько обработал мою дочь, что она считала большим грехом быть недовольной мужем. А он с появлением второй жены стал каждое утро нас будить, ставить в один ряд - это называлось построением, заставлял делать зарядку и учил нас... ножевой подготовке, - с ужасом вспоминает Дамели-апай.

Больше всего в такие моменты Кайрата боялись теща и его вторая жена. Особенно когда зять грозным голосом объяснял им, как лучше колоть и резать. Для чего необходима была ножевая подготовка, пенсионерка так и не поняла.

- Вторая жена Кайрата оказалась довольно бойкой женщиной. У них часто случались стычки. Она хотела работать, он не разрешал. С издевкой говорил, что денег тещи на всех хватит. Запугивал нас, бил ее, а когда я заступалась, доставалось и мне, - тяжело вздыхает Дамели-апай.

Кошмар закончился, когда зятя задержали, а позже осудили за хулиганство. Он избил случайного водителя, с которым поссорился.

Вторая жена, прихватив детей, исчезла в неизвестном направлении, а с дочерью пенсионерка теперь заново строит родственные отношения.

- На мое счастье, ее новые знакомые, тоже девушки в платках, узнав о ее ситуации, убедили дочку обратиться к психологам и теологам, - говорит Еренжипова. - Вместе ходим к специалистам. Для меня главное, чтобы дочь теперь не попала в руки манипуляторов и агрессоров. Ведь когда такие люди все свои деяния прикрывают религией, называя это чистым исламом, то творятся страшные дела.

Акмарал МАЙКОЗОВА, коллаж Владимира Кадырбаева, Актобе

Кстати

С начала года в Актюбинской области благодаря реабилитационной работе специалистов в традиционный ислам возвращено более 100 приверженцев деструктивных течений.

Поделиться
Класснуть