2306

Доктор прописал объятия

11 декабря мир отмечает день танго - самого страстного и… лечебного танца. Марина НОВОТОЧИНА, бизнес-консультант и коуч из Алматы, разработала свою программу танготерапии для людей, страдающих болезнью Паркинсона, и сделала эту уникальную методику доступной в шести городах страны.

Доктор прописал объятия
Танго-сообщество в Казахстане растет: танцевальный флешмоб в Алматы.

Много лет назад Марина с мужем во время отдыха за границей увидела в отеле, как танцуют самые обычные, немолодые и неспортивные люди, и решила обязательно научиться. Казалось, что освоить танго несложно, тем более что объявление об уроках очень удачно попалось на глаза. Занималась, ездила на фестивали, посещала мастер-классы именитых тренеров и в итоге даже отправилась в Аргентину на целый месяц, чтобы освоить социальные танцы.

- По видео танго невозможно изучить, - рассказывает Марина, - это не тот танец, где надо запоминать шаги, скорее, история взаимодействия двух людей. В настоящем танго партнер умеет вести, управлять партнершей, а она следует ему и участвует в движении как соавтор. И танго невозможно танцевать вдвоем - нужно сообщество, чтобы меняться парами, учиться взаимодействовать с разными людьми.

Пришлось открывать свою студию, строить собственный зал и создавать это самое сообщество. Преподавала в свободное от основной работы время, в шутку называя страстное увлечение авантюрой. Даже в свои авторские тренинги по управлению персоналом Марина стала вставлять танцевальные упражнения и на основе совместного движения обучала коммуникации.

Один из учеников и любитель танго нейрохирург Чингиз ШАШКИН, углубленно изучающий болезнь Паркинсона, рассказал, что во многих странах людей, страдающих от этого недуга, поддерживают с помощью танго, а в Америке с 1966 года существует даже институт, обучающий данс-терапевтов.

- Но сколько я ни искала информацию, конкретной методики нет либо никто не спешит делиться наработками. И Чингиз предложил мне самой на базе его реабилитационного комплекса попробовать поработать с пациентами через танго, - вспоминает Марина.

Прежде чем танцевать, пришлось очень долго общаться с врачами, выяснять, в чем их пациенты испытывают затруднения, разбираться с физическими и психологическими проблемами, характерными для диагноза.

- Например, этим людям сложно делать шаги назад. Они легко теряют равновесие, - поясняет Марина. - Оказывается, при болезни Паркинсона сигналы, посланные мозгом, идут дольше. Поэтому голова отдала приказ, тело начало действовать, а ноги не успевают. Да и в других бытовых действиях эти люди просто тормозят, все делают медленнее. При этом интеллект сохранен, то есть пациенты прекрасно понимают, что с ними происходит, и из-за этого часто пребывают в депрессии, в угнетенном состоянии.

Полтора года Марина проводила занятия с особенными танцорами и на основе полученного опыта соз­дала свою методику. Не танца, а взаимодействия через движение, ритм и объятия. Когда она организовала тренинг, чтобы передать накопленный опыт практикам из шести городов Казахстана, то так и сказала: “На самом деле танцевать вам особо не придется”...

- Что же дают эти занятия? Просто вырастают крылья за спиной. Медсестры так и говорили мне: “Что же вы там делаете с нашими пациентами, что они в таком прекрасном настроении возвращаются?” - рассказывает данс-терапевт. - Во-первых, мы обнимаемся. На одном из первых занятий я сказала: “Будем делать главное танговое упражнение - объятия, потому что партнеры танцуют через объятия. И обнимать будем друг друга так, словно очень любим друг друга и давно не виделись”. И тут произошло нечто - обнимались до слез. В этом простом действии было принятие себя, болезни, радость от общения. С тех пор я всем прописываю минимум десять объятий в день. Мы двигаемся под красивую музыку, мы флиртуем, потому что без этого невозможно танцевать танго. Мы отстукиваем ритм руками. Не можем стоя - по стулу, на котором сидим. Если рука не слушается и болит, то ее можно придержать другой рукой. Двигаясь в заданном музыкой ритме, человек с болезнью Паркинсона начинает нормально шагать, исчезает тремор, то есть даже простое отбивание ритма - уже терапия. И я не ухожу от своих танцоров усталая, истощенная, я получаю огромное удовольствие от этих занятий.

У методики пока нет клинически доказанных результатов, ведь применялась она в целом комплексе: плавание, когнитивная гимнастика, другие физические упражнения. А вот тренеры, подготовленные Мариной, соберут эти данные.

өНашей программой заинтересовалась международная фармкомпания и выступила спонсором проекта. Тренеры по танцам из шести городов Казахстана и врачи-невропатологи в октябре приехали в Алматы, чтобы пройти обучение и начать программу, - делится новостями Марина Новоточина. - Теперь в Нур-Султане, Алматы, Павлодаре, Семее, Актобе и Шымкенте по направлению врача можно будет попасть в специальную группу для пациентов с болезнью Паркинсона и проходить реабилитацию, танцуя танго. Направившие доктора будут проводить тесты и присылать нам результаты, таким образом, мы получим достоверные данные. Обу­чая, я не пыталась дать точную схему, а старалась научить думать будущих тренеров, чтобы, зная проблемы, связанные с диагнозом, они могли сами находить решения, подбирать подходящие упражнения. Большая часть из прошедших обучение не являются тангерос, они учат танцам взрос­лых и детей, но хотят поработать в области арт-терапии.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Мариной НОВОТОЧИНОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть