12122

Скрепя открытостью

Председатель Агентства по противодействию коррупции (АПК) Алик ШПЕКБАЕВ объявил о введении публичного рейтинга добропорядочности, одним из индикаторов которого является открытость и доступность представителей власти. При этом сам он лишь после настойчивых уговоров журналистов дал небольшой комментарий по последним громким уголовным делам.

Скрепя открытостью

В среду на итоговом заседании коллегии специальной мониторинговой группы (СМГ) в Агентстве по противодействию коррупции Алик Шпекбаев сообщил, что уже в течение пяти лет реализуется антикоррупционная стратегия. При­оритетом уполномоченного органа, подчеркнул он, является не уголовное преследование, а превенция - устранение причин и условий для коррупции.

- Мы вводим публичный рейтинг добропорядочности, где будет отражаться транспарентность, открытость, прозрачность государственных органов и доступность представителей власти. За этот год открыто более ста сервис­ных акиматов. У нас 220 районов, практически 50 процентов из них перешли в формат open space - открытые, свободные пространства. Более трехсот госучреждений прошли через трансформацию создания безбарьерных фронт-офисов. Это говорит о том, что меняется система государственного управления, - заявил главный борец страны с коррупцией.

После заседания СМГ медийщики попросили Алика Жаткамбаевича ответить на вопросы. Он отказался, сославшись на то, что “обо всем уже было сказано на заседании”. Старательно оградить шефа от нас попытался сотрудник пресс-службы, “шлагбаумом” вытянувший руки.

- Вы только что провозгласили открытость госорганов, а сами отказываетесь от общения с прессой! - возразила я.

- Хорошо, спрашивайте, но только по теме заседания (итоги работы СМГ. - Л. Т.), - согласился Алик Шпекбаев.

Но я все же спросила, почему следователи антикоррупционной службы игнорируют вынесенное в августе 2018 года постановление следственного суда о назначении новой судебно-строительной экономической экспертизы по делу бывшего вице-министра энергетики Гани САДИБЕКОВА, который до сих пор находится под следствием.

- По Садибекову расследование окончено, вчера дело передано в Генеральную прокуратуру для направления в суд. Остальные экспертизы будут проведены в рамках разбирательства, - заявил Шпекбаев (некоторые подробности этого дела см. в материале на 8-й стр. - Ред.).

- Ваш заместитель Олжас БЕКТЕНОВ заявил о том, что органы МВД по признакам оказания психологического давления расследуют шесть уголовных дел, фигурантами которых являются трое действующих и двое бывших офицеров антикоррупционной службы. Какие дела расследовали подозреваемые? Можете назвать их имена?

- По факту таких обращений (о пытках. - Л. Т.) сразу возбуждаются уголовные дела. По отдельным структурам до тысячи-полутора тысяч дел доходит. Мы знаем, что они бесперспективные, лишь единицы уходят в суд. Многие дела за отсутствием состава преступления прекращаются. По трем сотрудникам когда будет решение… Не опережайте события! Они все на стадии расследования. У нас это единичные случаи! - парировал глава АПК.

К слову, работе журналистов в момент записи интервью с Аликом Шпекбаевым настойчиво мешали члены СМГ, ожидавшие его для совместного фото. Они начали наперебой кричать о том, что торопятся на обед, а мы, видите ли, задерживаем главу антикора. При этом в ходе заседания коллегии общественники из СМГ стенали, что в массмедиа публикуется мало информации об их работе…

- Иногда нам дают возможность выступить, пусть не на целую полосу, но на четверть полосы, - отреагировал на это Шпекбаев.

Между тем в ходе заседания член специальной мониторинговой группы Сажида CАЙТБАЕВА рассказала о результатах мониторинга деятельности Министерства внутренних дел:

- Очень активна страница МВД в социальных сетях. Динамика позитивная по сравнению с 2018 годом. В 2019-м изменения позитивные, но условные. Со стороны МВД было много разъясняющих материалов о реформе правоохранительных органов, это был позитивный момент. Но в 2018 году смерть Дениса ТЕНА вызвала резкий общественный резонанс. Со стороны МВД не было правильной, объективной и быстрой реакции, не провели оперативный брифинг, пресс-конференцию. Мы пришли к выводу, что МВД является самой закрытой структурой для общественности.

(Так ли это на самом деле, читатели могут сделать свои выводы, ознакомившись с “Прямой линией” главы МВД Ерлана ТУРГУМБАЕВА на 6-7 стр. этого номера.)

По мнению Сайтбаевой, сотрудники правоохранительных органов не умеют разговаривать с гражданами, особенно когда они начинают снимать на видео то или иное происшествие.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть