4351

Всё ближе свет в конце тоннеля

Сдача в эксплуатацию тоннеля на международной трассе Западная Европа - Западный Китай в Туркестанской области состоится весной будущего года. Как уверяет подрядчик - азербайджанская компания Evrascon, на то есть объективные причины.

Всё ближе свет  в конце тоннеля

С началом снегопадов перевал Шакпак, расположенный в Тюлькубасском районе Туркестанской области, превращается в один из самых опасных участков дороги. Его то и дело перекрывают для движения, и сотни машин попадают в снежный плен.

Решение многолетней зимней проблемы нашли с началом строительства автокоридора Западная Европа - Западный Китай в 2014 году. Хотя в первоначальном проекте речь о тоннеле не шла, преду­сматривался лишь проезд в горе для транспорта. Но в таком случае проблема со снежными заносами так и осталась бы нерешенной.

Тогда специалисты иранской компании “Дена Рахсаз конст­ракшн” и предложили построить горный тоннель протяженностью 840 метров с двумя отдельными сводами. Сумма проекта увеличилась до 8,4 млрд тенге, из которых 2 млрд - строительство двух веток тоннеля. Решение было принято. Впрочем, иранцы так и не смогли закончить начатое: девальвация, срыв сроков и банкротство.

В 2016 году “Дена Рахсаз конст­ракшн” была включена АО “НК “Каз­АвтоЖол” в перечень недобросовестных поставщиков.

Многострадальный объект простоял незаконченным пару лет, пока на смену обанкротившейся иранской компании не пришла евроазиатская строительная корпорация Evrascon из Азербайджана, приступившая к работам в ноябре 2017 года. Планировалось, что в конце 2019 года по тоннелю уже поедет первый транспорт. Но сроки ввода в эксплуатацию вновь были отложены.

В левом тоннеле земляные работы выполнены на 90 процентов. Непроходимыми из-за обвала грунта остаются 28 метров. Арка практически полностью забетонирована. В правом тоннеле необходимы взрывные работы на 265 метрах и бетонирование арки протяженностью 488 метров. Взрывают максимально осторожно, закладывая небольшие заряды, чтобы не обрушить свод. Работы на объекте то идут полным ходом, то вновь останавливаются. Причина чаще всего одна - финансы. Вернее, их периодическое отсутствие.

- Два миллиарда тенге в общем было выделено на строительство правого и левого тоннелей. Мы взяли объект незаконченным. После долгого простоя, что, конечно, сказалось на его состоянии, в обеих ветках произошел обвал грунта, повлиявший и на сроки проведения работ, и на их стоимость, - поясняет заместитель руководителя проекта, представитель компании Evrascon Кадыр КАДЫРОВ. - Кроме того, внезапно с разных сторон стали просачиваться родники. Пришлось добавлять техническое решение: свод должен быть не просто бетонный, а с полной гидроизоляцией. Первоначально левый тоннель мы должны были сдать в декабре 2019-го, но теперь планируем в конце апреля 2020-го. Правый - через месяц, в конце мая.

Кадыр КАДЫРОВ.

Обвал грунта задержал проведение намеченных работ. Это повлекло задержку финансирования, соответственно, выплату зарплаты работникам. Не было средств и на приобретение топлива. А нам в день требуется около 30 тонн горючего. Кроме того, не хватает битума - постоянные задержки с его поставками. Как только поступают деньги за уже выполненный фронт работ, сразу покупаем очередную партию топлива и продолжаем работать.

С обеих сторон от тоннеля будут построены две вертолетные площадки, шлагбаум для перекрытия движения. На входе - дорожно-экс­плуатационный пункт, где будут установлены сейсмодатчики. В случае землетрясения или других ЧП заезд в тоннель будут перекрывать.

- Мы должны обеспечить максимальную безопасность людей и машин, - продолжает Кадыров. - По этой причине пришлось пересматривать проект. Усилили противопожарную систему, сменив объекту категорию “Е” на категорию “А”, в этом случае проезд взрывоопасных машин запрещать не будут. Но при этом полностью изменили вентиляцию, применяем только огнестойкие кабели, бетон, источники освещения. Многослойная начинка арки, внутри которой армированная сетка, торкрет-бетон, геотекстиль, гео­мембрана и другие слои, - технология мировая, давно себя зарекомендовавшая. В нишах арки через каждые 40 метров будут установлены пожарные гидранты. Гидрант с пеной будет запускаться в автоматическом режиме при возникновении пожара. Кроме того, сигнал будет поступать в диспетчерский пункт, который расположен снаружи. Там постоянные дежурные, которые должны отслеживать данные с камер наблюдения. Предусмотрены две вертолетные площадки с каждой из сторон на случай ЧП, а также сервисная штольня между тоннелями для быстрого доступа в них спасательной техники. В первоначальном проекте не было так называемых камер безопасности, но мы их ввели через каждые 300 метров. Они представляют собой нишу 2 на 2,5 метра, куда во время возможного ЧП люди смогут спрятаться и дождаться помощи. Обязательно будут и пешеходные зоны вдоль трасс.

Одним словом, свет в конце шакпакского тоннеля все ближе. Это первый в истории Казахстана горный путепровод. И как положено первенцу, он рождается в муках. А потому планы - предварительные обещания - осторожные. Уж больно непредсказуемый объект. Во всех смыслах.

Айгерим МУСАЕВА, фото автора, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть