4150

Разноцветная домбра

Музыкант Гульсана МАГЗИМБЕТОВА придумала, как обучить особенных детей играть на домбре и других музыкальных инструментах.

Разноцветная домбра
Особенные дети - самые старательные ученики.

Гульсана окончила музыкальный колледж, а потом и вуз, но заняться преподаванием и разработать авторскую методику обучения ее заставили обстоятельства. К сожалению, далеко не радостные.

- Несколько лет назад умер муж, и я осталась одна с двумя детьми, - вспоминает молодая женщина. - У нас был кредит, который оплачивал супруг. Но после его смерти я стала единственным кормильцем в семье.

Зря вдова просила представителей банка дать ей хоть какое-нибудь послабление на время. Сын и дочь были совсем маленькими, отцу-инвалиду требовался уход.

- Я искала работу с таким графиком, чтобы была возможность временами забегать домой покормить папу и детишек, - вспоминает Гульсана.

Так, она устроилась в детсад музыкальным работником. Однако как бы ни старался учитель музыки научить дошколят игре на домбре, ничего не получалось.

- Мне так хотелось разучить с ними несколько кюев и сыграть небольшим оркестром перед родителями. Но дети 3-4 лет просто бренчали на инструменте, не помогали даже мотивационные игры, - вспоминает Магзимбетова. - Пыталась и ноты, и цифровые знаки им объяснить, но дело не шло.

Заведующая детсадом заметила переживания молодого педагога. Руководитель стала ее успокаивать: “У нас на то, чтобы научить детишек цвета различать, ушло приличное время, а тут - домбра! Будем терпеливы”. И это стало подсказкой для Гульсаны.

- После этого я внимательно пригляделась к цветам и в итоге раскрасила ими гриф домбры соответственно нотам. Не поверите, за пару недель мы выучили музыку для детской песни! - улыбается педагог.

Каково же было удивление Магзимбетовой, когда она узнала, что такой методики нет в мире, и она первая, кто додумался до такого необычного варианта. Музыкант тут же запатентовала свое изобретение. А затем и вовсе решила усложнить задачу - попробовать научить игре на музыкальных инструментах особенных детей.

- Дети с нарушением слуха зачастую задействованы в так называемых шумовых оркестрах, где играют в бубны или трещотки. Но чтобы на струнных инструментах или клавишных - такого не было, - говорит педагог. - И я решила попробовать - собрала группу с особенными детьми.

Стоило педагогу дать объявление, как к Магзимбетовой потянулись родители детей не только из областного центра, но и из близлежащих районов. Музыкант арендовала помещение, организовала платные уроки, чтобы было чем рассчитываться за кабинет, но класс для детей с различными диагнозами сделала бесплатным. Набралось 30 детишек.

- Пришли дети, страдающие ДЦП, с аутизмом, болезнью Дауна, слабослышащие и с другими недугами. Но, к моей большой радости, цветовая методика оправдала все наши общие ожидания, - делится Магзимбетова. - Сейчас у нас уже не менее десяти разученных кюев, в том числе довольно сложный “Балбыраун”.

Многомесячные наблюдения за необычными музыкантами, а также изучение специальной литературы показали, что игра на музыкальных инструментах заставляет работать оба полушария человека, улучшается мелкая моторика, появляется усидчивость.

- У меня солнечный ребенок. Ему с детства нравилось бренчать на домбре. А когда я узнала о цветовой методике игры на музыкальных инструментах, тут же привезла Данияра к Гульсане, - говорит мама мальчика Айна САРСЕНБАЕВА. - Сын стал усидчивым, более внимательным.

Примечательно, что Сарсенбаевы проживают в райцентре, более чем в 100 километрах от Актобе.

- В отличие от обычных особенные дети невероятно старательные. Мне нравится работать именно с ними. Какое бы задание им ни поручили, все сделают, отполируют, - говорит преподаватель.

Особая гордость педагога - Дана МУХАМБЕТЬЯРОВА (в центре).

Особая гордость педагога - Дана МУХАМБЕТЬЯРОВА, которой еще в детстве установили кохлеарный имплантат. Девушка настолько освоила игру на домбре, что не раз была отмечена наградами на различных конкурсах. Есть у Магзимбетовой также дуэты, трио. К сожалению, оркестр пока собрать не удается. Детям с ДЦП не получается успевать за игрой ребят с задержкой психического развития.

Недавно Гульсана выиграла безвозмездный грант от государства на 1,5 млн тенге. На эту сумму женщина закупила 50 домбр, доску и другие необходимые для обучения музыке принадлежности. Правда, сейчас ребята репетируют... дома у педагога - с помещением возникли проблемы.

- На двоих детей я получаю АСП. Есть небольшая выручка с платных уроков. Несмотря на то, что большая часть заработанного уходила на содержание детей, лекарства для отца, оплату помещения, погашение кредита и многое другое, я справлялась с арендой. Но то там попросят освободить помещение, то тут - у хозяев свои планы, - говорит Магзимбетова, в очередной раз оказавшись без кабинета музыки.

Чтобы решить проблему, женщина обратилась к властям. Ее приняли советник акима области, руководитель управления культуры, другие чиновники, но воз и ныне там.

- Ну не распускать же детей! В итоге я собираю их у себя дома, - говорит Магзимбетова. - Квартира, правда, не моя, и живу я с отцом-инвалидом и детьми. Но что делать? Сейчас вот репетируем концерт. Пользуясь случаем, приглашаю в том числе тех чиновников, которым небезразличны такие социальные проекты. Послушайте нас, посмотрите, как мы выступаем! Порадуйтесь за нас!

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ и из соцсетей, Актобе

Поделиться
Класснуть