3806

Зверью перекрыли прописку

Алматинский зоопарк больше не будет принимать от сердобольных граждан пеликанов с подбитыми крыльями и львят, ставших ненужными в передвижных зверинцах: после серии скандалов введены жесткие правила.

Зверью перекрыли прописку

Вокруг Алматинского зоопарка уже несколько лет не утихают страсти. После каждого случая смерти животного вспыхивает настоящая информационная война между сотрудниками парка и защитниками живой природы. Сменяются директора, почти полностью пере­оборудована территория, у животных появляются вольеры, соответствующие всем мировым стандартам. Но накал страстей до сих пор такой, что у сторонних наблюдателей возникает вопрос: а что за этим стоит? Кому-то нужна земля в элитном районе или ручная администрация? Высказывалось даже предположение, что зоопарк кому-то нужен как база для нелегальной торговли экзотическими животными. Сейчас крес­ло директора занял Сейилхан АКИЛБЕКОВ, прежде работавший в зоопарке заместителем по хозяйственной части. Он сменил Вячеслава БАНЩИКОВА, мецената и бизнесмена, сделавшего для зоопарка очень многое. В сухом остатке же очень неоднозначное решение властей: теперь зоопарк не будет принимать, лечить и спасать животных, которых сюда приносят.

- За два года частными лицами нам было передано четверо львят, - рассказывает научный сотрудник Алматинского зоопарка Юля ДУДКИНА. 

- Двое погибли, поскольку были носителями вируса кошачьей чумы - при смене условий от стресса вирус дал о себе знать. А иммунитет был ослаблен из-за неправильного кормления. Когда нам говорят: мы их поили отборным молоком, кормили мраморной говядиной, это печально. Львенок до полугода нуждается в материнском молоке и кроме мяса должен есть внутренности копытных. Двоих львят нам удалось спасти, хотя у Хаби из-за неправильного корм­ления плохо усваивается кальций и очень хрупкие кости. В смерти львят, так же, как и в гибели жирафа, обвинили ветеринаров. Это самый простой путь. Мне всегда хочется сказать: а вы покажите, как надо! Как поставить капельницу семимесячному львенку, у которого уже пятисантиметровые когти? Как лечить жирафа с очень сложной системой кровообращения? Ему нельзя делать анестезию, для этого животного не существует прививок, а в лежачем положении через двадцать минут наступает отек мозга. Даже анализ мочи взять непросто - ты же не можешь подойти с ведром и скомандовать: давай, парень.

В результате петиций зоозащитников зоопарку, который является государственным предприятием, были прописаны очень жесткие правила о том, как можно принимать животных. Теперь нельзя принести сюда спасенную раненую живность или экзотических особей, с которыми не справились любители дорогих развлечений. Чтобы отдать такое животное, придется провести его обследование у ветеринаров, доказать, что зверь здоров. И если он необходим для коллекции зоопарка, то его примут.

Есть у зоопарка и приятные новости: открыты медпункт и комната матери и ребенка, где посетители могут покормить, перепеленать, умыть малышей. Кроме того, новоселье справил заслуженный медведь Акжолтай, а в центре зоопарка сооружают вольер для снежных барсов.

- Все работы проходят под кураторством международных специалистов, - делится с нами Юля. - Мы даже специально брали пробы воды, воздуха и грунта. Держатель международной племенной книги снежных барсов Эмма НИГРЕН из Швеции уже подбирает нам хорошую молодую пару. Родственные связи прослеживаются до шестого поколения, чтобы исключить наследственные заболевания, потому что одна из версий гибели снежных барсов, живших в Алматинском зоо­парке, - как раз плохая наследственность, проявившаяся уже после полового созревания. Сейчас же мы получим пару по обменной программе, и нас будут консультировать лучшие мировые специалисты.

- А наши специалисты недостаточно квалифицированные?

- У нас замечательная команда. Я приведу только такие цифры: мировой нормой считается падеж от 5 до 10 процентов коллекции. А у нас всего 2,7. При этом большое количество возрастных животных. Зоопарки ведь служат не столько для развлечения, сколько для разведения, особенно вымирающих и редких животных, большое внимание уделяется чистоте генетического материала. И наши кураторы рекомендуют не принимать от населения животных, поскольку невозможно ручаться за их здоровье. В крайнем случае рекомендуют стерилизовать, чтобы не было потомства с потенциальными проблемами. Даже нашего трехлапого гепарда Диану, получившую увечье во время рождения, настойчиво рекомендуют эвтаназировать, чтобы освободить место в коллекции для репродуктивной пары. Главный постулат европейских зоопарков - чистая коллекция, чистый генетический материал. Но мы из соображений гуманности не можем так поступить.

Об этом воинствующие зоозащитники знать не хотят. Почему-то они не замечают контактных зоопарков в ТРЦ, зверинцев в парках, где животные живут в ужасающих условиях. Воевать им гораздо интереснее с государственным зоопарком.

- Я не хочу сейчас строить предположения, - говорит Вячеслав Банщиков, который остается спонсором и другом зоопарка. - В настоящее время мы судимся с зоозащитниками. Просто можно предположить, что раз шумиха не имеет под собой почвы, значит, есть какая-то вторая сторона медали.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть