Что там, на краю Вселенной?
Один не вовремя включенный фонарик может испортить астроному всю картинку
В семействе телескопов обсерватории Ассы-Тургень пополнение. Уникальный скоростной малыш способен наводиться на объект всего за восемь секунд! На днях мы побывали в гостях у астрономов и узнали, над чем они работают и какими возможностями обладает комплекс.
Машина медленно поднимается по горному серпантину. От природной красоты захватывает дух. Место для обсерватории Ассы-Тургень было выбрано не случайно. Здесь на высоте около 2750 метров над уровнем моря идеальный астроклимат: высокая прозрачность атмосферы, отсутствие засветки и очень малая турбулентность.
Постоянные наблюдения начались в 1981 году на метровом “Цейсе”. Сейчас на площадке работают уже четыре телескопа. С их помощью ученые ведут наблюдение за спутниками, гамма-вспышками, активными ядрами галактик, кометами, астероидами и прочим.
Это место закрыто для рядовых граждан, но для журналистов иногда делают исключение.
- Вот он, наш малыш! - показывает новый телескоп инженер Максим КРУГОВ.
- Его уникальность в скорости. Наведение на объект происходит параллельно с открытием крыши купола, и через 8 секунд идут первые съемки. Проект реализован в сотрудничестве с энергетической космической лабораторией Назарбаев Университета (г. Нур-Султан), а также с лабораторией космических наук Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Теперь мы можем фиксировать источники гамма-вспышек в космосе. К примеру, две недели назад телескоп должен был отснять 60 галактик за ночь. Он легко справился с задачей.
Мы поднялись на крышу, чтобы получше разглядеть новый аппарат.
- А где окуляр, в который вы наблюдаете за звездами? - неожиданно спрашивает коллега.
- Глазами в телескоп уже давно никто не смотрит, - улыбается Максим. - Все управление и наблюдение ведутся дистанционно. Присутствие человека возле работающего телескопа вообще нежелательно. Прибор моментально чувствует источник тепла рядом, начинает турбулировать, от этого страдает качество картинки. Бывает, следишь ночью за объектом, а какой-нибудь турист в горах решит посветить фонариком - и вся работа насмарку.
Специально для телескопа силами Астрофизического института им. В. Фесенкова был построен павильон. Его конструкция не менее оригинальная, чем сам прибор.
- Инженерам института пришлось проявить чудеса изобретательности, - говорит директор Астрофизического института им. В. Фесенкова Асылхан БИБОСИНОВ. - В соответствии с научными задачами телескоп должен оперативно по сигналу со спутника начинать наблюдение объектов в автоматическом режиме. Крыша купола открывается буквально за секунды.
- Павильон железный и как аппаратура будет работать зимой?
- Чем холоднее, тем лучше. Весь процесс автоматизирован и не требует нахождения человека рядом. Мы обычно сидим в домике и перехватываем информацию. Сейчас одна из важных задач - обеспечение обсерватории скоростным каналом интернета.
Отечественные астрофизики влились в Международный астрономический союз в 2012 году, но исследования в Казахстане проводятся уже много десятков лет. Данные наблюдений Ассы-Тургеньской и Тянь-Шаньской обсерваторий внесли весомый вклад в исследование Вселенной. Благодаря современным информационным технологиям казахстанские обсерватории являются звеном единой всемирной системы наблюдения за космосом.
- Мы стараемся максимально работать в коллаборациях. К примеру, у нас нет погоды, а в Америке есть, и мы можем попросить коллег подхватить там наш объект, - просвещает нас Максим. - Наш институт сотрудничает с университетом Северной Каролины, и иногда нам приходят запросы, чтобы мы подхватили какой-то объект, потому что у них светло. На днях приезжала тайваньская делегация ученых, и они заинтересовались нашим полутораметровым телескопом. Это крупнейший телескоп в Казахстане. Он весит 57 тонн, и диаметр его главного зеркала 1,5 метра. За последние два года мы произвели модернизацию оптической системы, и сейчас он видит в 16 раз больше, чем ранее. С его помощью мы можем заглянуть до края видимой Вселенной.
У самого большого телескопа интересная история. Он находится на высоте 11-этажного дома. Его начали собирать в 1989 году, но в 1991-м распался СССР, и работы прекратились. Прибор простоял в разобранном состоянии среди куч мусора до 2016 года.
- Он не работал более четверти века, но нам все-таки удалось его запустить. На нем проводим спектральные и фотометрические наблюдения, - продолжает Кругов. - Казахстан имеет очень хорошее месторасположение для астрономии. Между обсерваториями Европы и Азии есть пробел, и мы как раз заполняем его.
Работа в казахстанских обсерваториях, а их у нас три, идет полным ходом. Но по-прежнему астрономия нуждается в финансировании и молодых специалистах с новыми идеями, которым можно будет доверить высококлассное оборудование.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора и из архива Астрофизического института им. В. Фесенкова, Алматы