Касса для алиментщиков
- Здравствуйте! Меня зовут Светлана, я из Алматы. Услышала от соседки, что в нашей стране хотят создать вроде как фонд алиментов, что ли… В общем, откуда будут выплачивать алименты, кому положено? Давно ведь пора! А… это правда, нет? Мой бывший, как развелись, ни черта не платит! У меня на шее трое наших детей!.. Поясните, пожалуйста.
Появится такой фонд или нет, мы, разумеется, гарантировать не можем. Но о планах его создания в конце минувшей недели действительно говорилось - об этом сообщил министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ (на снимке) на встрече с представителями НПО. Главный вопрос - из каких финресурсов формировать этот самый алиментный фонд. Минюст хочет найти деньги, минуя госбюджет.
Сегодня в Казахстане 15 тысяч злостных неплательщиков алиментов. Их преследуют несколькими путями: направляют уведомление в бухгалтерию учреждения, где работает неплательщик, чтобы алименты взыскивались автоматически из зарплаты; накладывают арест на имущество и счета в банке, а также запрещают выезд из Казахстана. Но зачастую эти ограничения, увы, не срабатывают. К тому же пока государство прижимает таких родителей к стенке и выжимает из них алименты, проходит много месяцев, а то и лет. Именно на это время, пока лицо скрывается от уплаты или не может платить по объективным причинам, неполные семьи мог бы обеспечить по идее Минюста государственный алиментный фонд.
- Концепция фонда строится на опыте зарубежных стран, мы его внимательно изучили. Например, в Финляндии существует фонд, который помогает плательщикам алиментов во время сложного периода жизни, когда они потеряли работу или заболели. Тогда они берут деньги в фонде для выплаты алиментов. Впоследствии, когда у них все налаживается, они возвращают деньги в фонд. Мое мнение: в Казахстане (если подобный фонд будет создан. - Т. Г.) возвращать деньги должны с процентами, но небольшими, потому что это сложные жизненные ситуации. Фонд существует именно для выплаты алиментов, на другие цели брать оттуда деньги нельзя, - сказал глава Минюста.
В ведомстве планируют определить, какие категории граждан смогут обращаться за помощью в фонд (“чтобы не было перегибов, как с социальными пособиями”), как он будет соотноситься с другими социальными выплатами и, наконец, из каких средств будет формироваться алиментный фонд. Если в других странах платят из госказны, то наше юрминистерство ищет другие источники.
- Но у нас же есть Нацфонд будущих поколений. Если из него? - спросила я.
- Наверное, Нацфонд будущих поколений - это неправильный подход, потому что статус Нацфонда, источники его формирования и цели уже четко определены. Мы хотим посмотреть, что можно сделать за счет судисполнителей. Может быть, судисполнители начнут отчислять часть своих доходов и формировать хотя бы небольшой фонд именно для наиболее сложных категорий, то есть там, где дети-инвалиды, многодетные семьи. Сейчас мы вместе с депутатами мажилиса инициировали поправки в закон “О статусе судебных исполнителей”, там заложены нормы, которые позволят организовать алиментный фонд в пилотном режиме. Попробуем пока на базе палаты частных судисполнителей сформировать небольшой фонд и предоставлять выплаты в наиболее сложных случаях. Посмотрим, как это будет работать. Во время обсуждения в парламенте будем дополнительно изучать этот вопрос, но идея через три-пять лет выйти на создание такого полноценного фонда есть, - рассказал Марат Бекетаев.
Идея главного юриста страны такова: через закон наделить правом Республиканскую палату частных судисполнителей создать алиментный фонд, чтобы в нем аккумулировать 0,5 МРП членских взносов каждого участника палаты. Сегодня судисполнители вносят в палату каждый месяц по 6-11 МРП в зависимости от региона. Таким образом, дополнительной нагрузки не будет ни на бюджет, ни на судисполнителей, считает глава Минюста (1 МРП в этом году составляет 2525 тенге).
По данным ведомства, сегодня на исполнении судебных исполнителей находится 200 тысяч производств о взыскании алиментов. Из них 14 тысяч считаются проблемными (когда помощь детям не оказывается три и более месяцев). Вообще никогда не платили и не платят алименты около пяти тысяч казахстанцев. Долги самых злостных алиментщиков достигают нескольких миллионов тенге.
По этой причине Минюст планирует ужесточить ответственность частных судисполнителей в рамках профильного законодательства. Например, в случае если специалист не взыскал алименты в течение отведенного судом времени (два месяца) и не предпринял для этого никаких мер, то его могут лишить лицензии. Минюст надеется на поддержку депутатов и рассчитывает, что законопроект будет принят уже в этом году.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Нур-Султан