В парламент - на экскурсию
Наш корреспондент побывала в Брюсселе - столице Евросоюза - и нашланемалоотличий в устройстве госорганов и парламентов ЕС и Казахстана
На родине даже нам, журналистам, не так просто попасть в здание парламента: нужно собрать кучу документов, чтобы получить аккредитацию.
А вот парламент и внешнеполитическое ведомство Евросоюза открыты для посещения простых смертных. Экскурсии проводятся ежедневно на всех 24 языках ЕС и, главное, бесплатно. Гид водит посетителей по самым важным залам: вот холл с красной дорожкой для глав государств, вот пресс-центры для 1200 аккредитованных журналистов со всего мира, вот зал для брифингов имени убитой российской журналистки Анны Политковской, а вот огромный зал заседаний Европарламента (здесь можно даже остаться на заседании и пообщаться с депутатами).
Посмотреть в здании Европарламента есть на что даже людям, далеким от политики: здесь множество скульптур и картин известных современных художников, а у входа - фрагмент Берлинской стены. Во время нашего визита по парламенту гуляла группа из 30 милых брюссельских старушек, которые дотошно расспрашивали гида о депутатах. Каждый член Европарламента (а их 751 человек) после уплаты налогов получает более 7 тысяч евро в месяц (не считая различных доплат и командировочных). В начале создания Евросоюза каждая страна платила за своих представленных депутатов, из-за чего зарплаты сильно различались: итальянцы получали по 13 тысяч евро, а венгры - по 4 тысячи. С 2009 года их доходы сравняли, и теперь зарплаты выдают из общего бюджета ЕС. Евродепутатам запрещено драться, переходить на личности и проявлять дискриминацию по полу, возрасту, ориентации и расе, иначе - высокий штраф.
Ежегодно Европарламент посещает около 300 000 человек. В Казахстане кабинетная жизнь правительства и парламента скрыта от глаз простого народа. Хотя такие экскурсии были бы не менее интересны даже без скульптур и картинных галерей (в наших официальных зданиях есть лишь музеи подарков, полученных политиками во время визитов и командировок, и картины с конями).
На свежем воздухе
Во всех институтах Евросоюза разбиты внутренние зеленые дворики, скверы и пристроены мини-парки, чтобы сотрудники отдыхали от стекла, бетона и техники. Еврокомиссары и европарламентеры предпочитают обедать, пить кофе или читать прессу на свежем воздухе, в тени деревьев. Здесь заботятся о душевном равновесии сотрудников. В Нур-Султане ни в одном алюкобондном госоргане, где даже не открываются окна, нет уголков зелени, о чем часто сожалеют госслужащие.
Экология во всём
Перед всеми зданиями ЕС расположены гигантские велопарковки, заменяющие привычные нам чиновничьи автопаркинги. Еще одним популярным транспортом у политиков являются скутеры и самокаты, которые разрешено проносить с собой в здания. В Евросоюзе зорко бдят за экологией. Например, на заседаниях и пресс-конференциях здесь давно не ставят маленькие пол-литровые бутылки с водой. Вместо них неудобные 3-5-литровые бутыли для всех жаждущих, зато на них уходит меньше вредного пластика.
Вкусно и дёшево поесть
В одном парламенты Евросоюза и Казахстана все-таки схожи - депутатов кормят как на убой. В столовой Европарламента самые бюджетные цены и самые большие порции по городу - пообедать здесь в два раза дешевле, чем в каком-либо городском заведении. Кстати, те старушки-экскурсантки с удовольствием остановились в столовой, заказав по одной порции на двоих. Площадь европейской столовой больше, чем у пленарного зала казахстанского мажилиса, ведь в ней представлены пять видов кухонь: азиатская, итальянская, вегетарианская, гриль, а также диетическая. Стоимость вкуснейшего комплексного обеда чуть больше 10 евро (всего в три раза дороже пол-литровой бутылки воды). Казахстанцам во время экскурсии по нашему парламенту, думаю, также было бы интересно завернуть в депутатскую столовую, чтобы съесть наваристый суп и выпить неразбавленный компот по ГОСТу.
Женщины рулят
Евросоюз добился гендерного равенства во всех своих институтах - Еврокомиссии, Европейском совете и Европарламенте. Почти 50 процентов сотрудников - женщины с такой же зарплатой, как у мужчин. В зданиях ЕС на стенах нередко увидишь плакаты с надписями “Этот мир принадлежит женщинам” и “Сила женщин”. Кстати, с учетом гендерного равенства в Брюсселе не принято помогать женщинам с тяжелыми сумками и уступать место в метро.
- Гендерная сбалансированность - важнейшее достижение внутренней политики Евросоюза. У нас очень много женщин, возглавляющих представительства ЕС по всему миру, включая верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини. Только в моем департаменте более 70 процентов - женщины и лишь 30 процентов - мужчины. Так что сейчас мы уже даже в меньшинстве, - засмеялся по этому поводу Милош ЛАБЕДЗ, сотрудник департамента по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних связей ЕС.
Говорит и показывает...
Европарламент имеет свой телеканал. Нечто подобное у нас не раз предлагала организовать председатель сената Дарига НАЗАРБАЕВА, сетуя на то, что жизнь казахстанского парламента мало освещается. Но в Европарламенте ТВ не похоже на обычное.
- Мы не телевидение в привычном смысле, мы лишь ведем с утра до вечера прямые трансляции со всех пленарных заседаний, комитетов, рабочих групп, визитов, приемов, пресс-конференций с переводом сразу на 24 языка, принятых в Евросоюзе, но не комментируем их. У нас нет ведущих и репортеров, мы выдаем сырой материал для журналистов, а не делаем сюжеты на широкую публику. Нашими видео через веб-сайт может воспользоваться любой телеканал мира, а фотографиями - любое печатное СМИ и агентство, причем бесплатно и без авторской ссылки. Нужно просто зарегистрироваться на портале audiovisual.ec.europa.eu. Мы даже знаем, что наше видео чаще всего используют для создания критических материалов, но это нас не смущает. Мы проповедуем свободу слова, - говорит сотрудник телеслужбы ЕС Леон АНТОНИО.
Телеканал EbS (Europe by satellite - “Европа по спутнику”) также предоставляет в помощь телевизионщикам на выбор одну из двух студий, оператора, гримера, монтажную, причем бесплатно. Такие же возможности для радийщиков. Единственное условие - затронуть тему Евросоюза или пригласить евродепутата на диалог.
Сайт телеканала EbS очень популярен в мире. В нем можно сразу смонтировать видео, добавить субтитры и вырезать нужный кусок. Только за последние 10 дней трансляции расхватали 220 телеканалов по всему миру, на их основе было сделано 6279 репортажей, а это почти 37 часов непрерывного видео.
На сайте также имеется гигантский архив из 200 000 видео и 154 страниц фотографий с 1948 года. Есть даже уникальные исторические кадры из жизни Европы, которые канал выкупил у правообладателей и теперь также предлагает для использования.
Кстати, снимки здесь не ретушируют, а видео не монтируют, чтобы преподнести все наилучшим образом.
- Видеозаписи выкладываются без изменений. Все, что выходило в прямом эфире, будет обязательно опубликовано. Однажды глава Еврокомиссии Жан-Клод ЮНКЕР потрепал волосы кому-то из высокопоставленных персон, и мы просто не могли этого не опубликовать после того, как все это увидели в прямом эфире. Кадры попали на российские телеканалы, которые хорошо позабавились. За 30 лет только раз было вмешательство в видеопроцесс: когда у одного из евродепутатов случился инфаркт, трансляцию просто остановили. Но это было очень давно, - рассказывает сотрудница телеслужбы Кладиа КРИСТЛ.
- В Казахстане предлагают создать парламентский телеканал. Что бы вы посоветовали? - спросила я.
- Создание парламентского телеканала со своими новостями и репортажами - это будет пропаганда. Даже если там будут вести нейтральную линию, то канал все равно будут воспринимать как пропагандистский. В итоге он не будет пользоваться авторитетом. Вместо того чтобы создавать парламентский телеканал, лучше работать с журналистами, тогда они будут вас правильно освещать. В некоторых странах Европы существуют парламентские телеканалы, но они настолько неуспешные, что их никто не смотрит, - ответила Кристл.
Факты и только
Среди множества институтов Евросоюза в 2015 году появился и департамент по борьбе с дезинформацией (его официальное название длинное и неопределенное). Нас ознакомили с его деятельностью, но запретили вести съемку и раскрывать имена сотрудников “для их личной безопасности”.
Главным источником дезинформации в ЕС называют Россию, которая не только запускает фейковые новости для защиты от “режущей глаза правды”, но и атакует сама. Сотрудники спецдепартамента на данный момент собрали 6000 фактов российской дезинформации о Евросоюзе, которые выкладывают на сайте EUvsDisinfo с аналитическим разбором. Сайт пользуется популярностью у журналистов, а недавно корреспондент The New York Times за расследование на основе раскрытой на сайте дезинформации получил Пулитцеровскую премию. Кстати, разбор фейков на сайте переводится не только на 24 языка Евросоюза, но и на русский. Его сотрудники говорят, что не хотят давать монополию Российской Федерации, чтобы только она доносила русскоязычную информацию по всему миру. В департаменте ежедневно мониторят российские СМИ.
- Когда закроется российская проблема, тогда, скорее всего, мы закроемся, - заметил один из сотрудников. - Будем ли мы следить за дезинформацией в СМИ Центральной Азии? Если только СМИ будут принадлежать российским олигархам.
Демократия по-европейски
В день нашего отъезда домой в Евросоюзе выбирали главу Еврокомиссии (но так и не выбрали), а на улицы вышли на митинг “зеленые”, фермеры, пожарные и граждане Великобритании. Каждый выступал за свою правду. Пожарные устроили постановку с реальным пожаром, “зеленые” включили на полную громкость сирену и держали плакат “Пора спасать планету”, а от группы англичан выступил оперный певец и спел арию о брексите. Никто их не оцеплял и не останавливал, прохожие, не обращая внимания, спешили по своим делам.
За суетой никто и не заметил, как одна из собак оставила горку фекалий прямо перед штаб-квартирой Еврокомиссии. Ее не убирали весь день, предположив, что это оставили митингующие. Так здесь уважают свободу мысли, как бы она ни выражалась.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Брюссель