6159

И повторится всё, как встарь…

В Семее стерли с лица земли еще одно строение дореволюционного города. Старинный острог 1870 года постройки с богатой и страшной историей был снесен с молниеносной скоростью

И повторится всё, как встарь…
На месте царской тюрьмы теперь стройплощадка.

За долгие годы существования царская тюрьма обросла легендами и байками. К ней прочно прикрепилось название “Екатеринка”. Слух о том, что семипалатинский острог построен еще в начале XVIII века во время правления российской императрицы Екатерины I, супруги Петра Великого, до сих пор некоторые принимают за чистую монету. Их доводы: тюрьма построена в формы буквы “Е”, а на плане значится дата - 1720 год. Однако этот миф давно разрушил историк-краевед Виктор КАШЛЯК. Ему удалось разыскать архивные документы, согласно которым 29 сентября 1855 года областной архитектор Родион БОЛБОТОВ только приступил к составлению сметы на постройку каменного острога в Семипалатинске! И лишь в конце июля 1870 года его строительство было окончательно завершено.

Но и без всяких выдумок история семипалатинского острога заслуживает особого внимания. Кроме воров в законе, маньяков, людоедов, главарей банд и прочего криминального сброда через семипалатинскую тюрьму прошли тысячи жертв тоталитарного режима. Среди них Турагул - сын Абая КУНАНБАЕВА, лидер “Алаш Орды” Алихан БУКЕЙХАНОВ вместе с соратниками, герой декабрьских событий 1986 года Кайрат РЫСКУЛБЕКОВ.

Историки и краеведы многое бы отдали за то, чтобы им предоставили возможность изучить, в каких условиях ожидали суда именитые сидельцы. Но у тюремного начальства был один ответ: “Запрещено. Это режимный объект”. Двадцать лет назад краеведу Павлу ЖУКОВУ (на снимке)все-таки удалось проникнуть в одну из камер старой тюрьмы.

- В то время были знакомые, которые помогли это устроить, - рассказал краевед. - Нас интересовала камера № 41, где в разное время сидели жертвы репрессий: учредитель семипалатинского под­отдела Русского географического общества православный священник Борис ГЕРАСИМОВ и советская писательница Галина СЕРЕБРЯКОВА. Запустили нас в камеру ненадолго. Первое, что бросилось в глаза, - сводчатые потолки. До революции там размещалась домовая церковь Всех скорбящих радость. А с приходом советской власти ее переделали в камеру. Как сложилась судьба знаменитых узников камеры № 41? Герасимов в 1937 году по ложному доносу был приговорен к расстрелу. Возможно, его жизнь оборвалась в расстрельном подвале острога. Впоследствии семипалатинского священника реабилитировали и канонизировали. А жене “врага народа” Галине Серебряковой удалось дожить до хрущевской оттепели и восстановления своего доброго имени…

Шли годы. Старая тюрьма ветшала все больше, разрушаясь на глазах. Со стороны можно было подумать, что она не знала ремонта еще с царских времен! В 2006 году решением генерального прокурора аварийное здание старинного острога было признано непригодным для дальнейшей эксплуатации. С того момента подследственные там больше не содержались. Их распределили по новым корпусам. Но для посторонних доступ в старую тюрьму был по-прежнему закрыт, поскольку она оставалась на территории действующего следственного изолятора. Однако в 2013 году тогдашний начальник следственного изолятора Куат КИЛЫБАЕВ сообщил нашей газете, что в их плане на ближайшие два года намечено строительство нового типового здания СИЗО. А значит, забрезжила надежда: как только следственный изолятор справит новоселье, легендарный острог станет доступен для обследования историками и краеведами. А может, и настал бы день, когда старая тюрьма после реставрации превратилась бы в музей! Всем известно, насколько музеи-тюрьмы популярны в мире. Взять хотя бы известную по голливудским фильмам тюрьму на острове Алькатрас в заливе Сан-Франциско, где отбывали наказание самые опасные преступники, включая Аль Капоне. Но Семей не Сан-Франциско…

Новое здание СИЗО в Семее не построили. Но несколько лет назад следственный изолятор был закрыт. С того момента всех подследственных из Семея доставляют в СИЗО Усть-Каменогорска. Однако двери опустевшей тюрьмы так и не открылись для историков и краеведов.

13 апреля Павел Жуков сообщил: “Начался снос старой тюрьмы!” А через десять дней там, где еще недавно возвышался старинный острог с другими корпусами следственного изолятора, была уже ровная площадка…

Как разъяснили в городском отделе архитектуры и градостроительства, еще в 2014 году был утвержден план детальной застройки центральной части города, в 2012-м презентованный тогдашним акимом Семея Айбеком КАРИМОВЫМ. Согласно этому плану территория, которую занимал следственный изолятор вместе со старинным острогом и новыми корпусами, отводилась… жилым высотным домам!

- После снятия этой территории с баланса МВД участок земли площадью 23,5 сотки был выставлен на аукцион. В 2018 году его приобрел частник под строительство нескольких девятиэтажных жилых домов. Пройдена земельная комиссия. Изменено целевое назначение земли. Сейчас идет процесс проектировки, - сообщил нашей газете главный архитектор города Бахтияр САЛИМОВ.

Спрашивается: где были краеведы? куда смотрела общественность? почему ничего не предприняли для спасения легендарного острога? Пытались, но…

Семь лет назад, когда в Семее приступили к сносу другого памятника старины - Андреевского дома, бывшей гауптвахты, где не раз стоял в карауле ссыльный Достоевский, краеведам совместно с историко-краеведческим музеем удалось вызвать большой общественный резонанс. Но все доводы защитников уникального здания разбивались об аргумент акиматчиков: “Раз эта развалина такая ценная, тогда почему у нее нет статуса памятника истории и архитектуры и она не охраняется государством?” В итоге Андреевский дом в спешке снесли, а на его месте возвели пятиэтажное здание банка.

- Несложно было предположить, что рано или поздно сотрут с лица земли и старинный острог, - сожалеет Павел Жуков. - Во-первых, тюрьма, как и Андреевский дом, располагается в самом центре города, где каждый клочок земли - лакомый кусок для толстосумов. А во-вторых, как и у Андреевского дома, у острога не было статуса памятника истории и архитектуры по одной причине: и тот и другой находились в ведомстве закрытых структур…

Историко-краеведческий музей, проигравший битву за гауптвахту, пытался помешать развитию знакомого сценария. Музейщики направили письмо в восточноказахстанское учреждение по охране памятников историко-культурного наследия с ходатайством посодействовать внесению в реестр исторических памятников старой тюрьмы. А там велели выслать… фотографии острога. Казалось бы, заведомо невыполнимая задача. Однако осенью 2012 года начальнику отдела музея Мируэрт КАРАМБАЕВОЙ вместе с фото­графом Павлом УКОЛОВЫМ все-таки удалось добиться разрешения провести съемку тюрьмы. Но снимать разрешили только снаружи. Внутрь музейщиков категорически отказались впускать.

Однако фотографии не изменили вердикта областных чиновников: “Пока старый острог режимный объект, ничего сделать нельзя!” Что произошло дальше - мы знаем. Стоит ли удивляться, что у защитников истории родного города опустились руки?

Правда, недавно члены краеведческого общества “Прииртышье” все же предприняли попытку достучаться до властей, когда предложили создать при акимате рабочую группу по оценке архитектурно-исторического значения старинных зданий и присвоить наиболее интересным в архитектурно-историческом отношении зданиям статус памятников истории и культуры местного значения. Но их просьба так и осталась неуслышанной (см. “А по нечетным - аким”, “Время” от 16.4.2019 г.). Между тем в городском отделе архитектуры и градостроительства не скрывают, что согласно плану детальной застройки центральной части города снос старинных зданий будет продолжаться, чтобы освободить место для строительства элитного жилья и коммерческих объектов…

Милана Гузеева, фото автора, из личного архива Павла ЖУКОВА и Павла УКОЛОВА, Семей.

P.S. Во время недавнего посещения Семея глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ поддержал краеведов: “Каждая улица и каждое здание города хранят частичку истории. Сохранение первозданного облика старых городских построек - крайне важная задача”. Станут ли слова президента руководством к действию для местных властей?

Поделиться
Класснуть