Сегодня проект, завтра - объект
У большинства казахстанцев сложилось два устойчивых стереотипа: первый, что в Китае все можно купить по дешевке, включая различную технику, и второй, что эта страна с коммунистическим режимом застряла в 50-х годах прошлого века. Постараюсь на примере тех городов, в которых мне довелось побывать, доказать, что это абсолютно неверные представления.
Хэфэй (провинция Аньхой)
Этот город с 8-миллионным населением еще называют жемчужиной Центрального Китая. Именно здесь берет свое начало транспортная магистраль Западная Европа - Западный Китай. Казахстанское направление здесь было открыто 30 июня 2018 года. Кстати, в момент нашего пребывания с местного логистического центра Hefei International Land Port в Казахстан отправился юбилейный, сотый поезд с товаром.
В Хэфэе работают десять местных телеканалов и девять радиостанций. Кроме того, здесь очень развиты машиностроение, электроника, текстиль, легкая промышленность и производство строительных материалов. На территории городского округа расположено три парка экономического и научно-технического освоения. Но особой гордостью является завод по производству электронной техники, где активно разрабатывают технологии искусственного интеллекта. Китайцы его уже широко применяют в различных сферах науки и экономики, включая медицину и образование.
Например, нам продемонстрировали устройство величиной с мобильный телефон, которое моментально переводит с китайского на другие 50 языков. При его наличии можно спокойно путешествовать по миру, не зная иностранные языки. Одним словом, наш переводчик просто отдыхала, пока мы находились на этом предприятии. А стоит эта штука всего-то три тысячи юаней - около 170 000 тенге. Кстати, качественные средства связи и прочие гаджеты в Китае не дешевле, чем в Казахстане. Еще здесь выпускают голосовые приставки, при помощи которых можно управлять различной техникой, в том числе бытовой, давая нужные команды, сидя на диване. Впрочем, этим сегодня уже мало кого удивишь.
Еще одна гордость Хэфэя - это автозавод JAC. На сегодняшний день он является современным высокотехнологичным предприятием, входящим в пятерку крупнейших китайских автозаводов. Производственные мощности JAC позволяют выпускать около миллиона автомобилей в год. Под маркой JAC выпускаются легковые, грузовые и внедорожные автомобили, самосвалы, бетономешалки. Компания самостоятельно производит основные узлы и компоненты для своих грузовиков. Кроме того, здесь выпускают и пассажирский транспорт (автобусы) длиной от 6 до 12 метров. Особое внимание руководство компании уделяет развитию производства электромобилей, поскольку тема экологии для Китая на сегодня очень актуальна.
Ухань (провинция Хубэй)
Сюда мы прибыли на поезде “Гармония” со скоростью 305 километров в час. Но это пустяк, считают китайцы, по сравнению с поездом “Возрождение”, крейсерская скорость которого составляет 350 км/ч.
Ухань, как и любой приличный город Китая, имеет свой международный центр торговли и порт на реке Янцзы. Местное население насчитывает 12 миллионов человек, поэтому такие организации здесь более чем уместны. Кроме того, здесь строится финансовый холдинг. Как нас заверили, в начале осени текущего года он начнет функционировать. Вообще, Ухань испытывает сейчас строительный бум. Дома в городе возводят целыми кварталами. Причем очень быстро и качественно.
Еще Ухань славится своими образовательными учреждениями. По словам нашего гида, в городе насчитывается 82 университета, в которых обучаются полтора миллиона студентов. Среди них немало и казахстанцев. И надо сказать, что они здесь действительно учатся, а не прохлаждаются. Ведь если такого “грызуна гранита науки” отчислят за неуспеваемость, он должен будет возместить все до последнего юаня, затраченного на него учебным заведением, включая питание и проживание.
Ну а для прилежных студентов здесь созданы отличные условия для нормальной учебы. В студенческом городке есть все, чтобы спокойно жить, не выходя за его пределы. Однако многие учащиеся умудряются совмещать учебу с подработкой в городе. Еще меня сильно удивила местная спортивная площадка. Даже не площадка, а огромное поле с различными снарядами, где можно заниматься практически любым видом спорта. А самое главное - здесь всегда очень многолюдно. Даже ночью. Но едем дальше.
Чжэнчжоу (провинция Хэнань)
Этот город претендует на статус международного логистического хаба.
Здесь активно идет формирование значимого узла перевалки грузов не только из КНР, но и со всего Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. “Чжэнчжоу обладает развитой транспортной сетью и имеет все шансы стать значимым международным логистическим центром”, - заявило Минкоммерции КНР.
Этот глобальный проект будет включать в себя создание технопарка и модернизацию международного терминала аэропорта, под который правительство Китая выделило площадь в 415 квадратных километров. В это трудно поверить, но к 2025 году, когда строительство будет завершено, население города вырастет в разы. Только в зоне аэропорта будут проживать около 1,5 миллиона человек.
В Чжэнчжоу также развито автомобилестроение. Главным образом здесь выпускают автобусы. На заводе “Ютонг” вести фото- и видеосъемку категорически запрещено.
Этот автогигант в день производит около 500 единиц транспорта. Причем разной модификации и предназначения: для перевозки туристов, школьников, городских пассажиров, а также спецавтобусы, например, для нужд полиции. Кроме того, с местного конвейера сходят дома на колесах. В них есть кухня, зал, спальня, душ, туалет… В общем все, что нужно для комфортного проживания в обычной квартире. Кстати, в Алматы, по словам руководства компании, было поставлено около 1000 единиц городского транспорта. На китайском рынке доля “Ютонга” составляет 30%, на мировом - 15%.
Одним словом, для Китая торговля - это одно из самых приоритетных направлений в экономике. На том он и держится.
Андрей ГРАДОВ, фото Константина МАСКАЕВА, Алматы - Хэфэй - Ухань - Чжэнчжоу - Алматы