2096

Без шума и пыли

В аэропорту Астаны появились роботы-полотеры. Они делают влажную уборку на площади 100 кв. метров в час и заменяют труд шести работников.

Без шума и пыли

Сотрудники аэропорта называют их рабочими-пчелками за черно-желтый окрас. Три автономных гаджета самостоятельно ориентируются в пространстве без участия человека, обходя людей, стены и другие препятствия. При этом робот экономно расходует воду, очищая ее во внутреннем резервуаре для повторного использования. Все данные о работе аппарата передаются на пульт управления, откуда можно внести коррективы в маршрут или в экстренной ситуации остановить весь уборочный процесс. Убирают они по всем правилам СНиПов: пол после уборки становится нескользким, чистым, без видимых признаков грязи. Через час работы машины сами отправляются на базу для подзарядки и замены воды.

Эти искусственные технички - разработка якутских студентов Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова, привлеченных в Казахстан по специальной программе Министерства индустрии и инфраструктурного развития “для создания критической массы высокотехнологичных компаний в рес­публике”. Теперь все машины выпускаются под брендом Made in KZ. Стартапом уже заключен контракт на поставку 100 роботов для казахстанских предприятий, и ведутся переговоры по экспорту еще 500 роботов для российских компаний.

Но есть у них один недостаток: они могут чистить только открытые горизонтальные пространства. В планах изобретателей - роботы, моющие лестницы, подоконники и потолки, а также гаджеты, очищающие воздух. Но ни в одном из проектов роботы не имеют человеческого облика. Разработчики целенаправленно избегают этого.

- Антропоморфные роботы благодаря телевидению несколько дискредитированы. Хотя бы по фильму “Терминатор”. Если бы роботы-уборщики были созданы по нашему подобию и образу, они бы сильно пугали людей. И вообще, нельзя нарушать библейские заповеди. Поэтому мы создаем облик моющих роботов чисто с функциональной точки зрения, ничего лишнего или неоправданного, - рассказал соавтор проекта Николай ПОТАПОВ из Якутии.

По словам руководства главного транспортного узла страны, каждый робот-уборщик заменил техничек, которых не уволили, а перевели на другую работу. Сейчас машины находятся на испытательном сроке, и в случае успешного эксперимента они здесь останутся навсегда. Что касается цен, то только себестоимость железа обходится в 2,5 млн тенге, но это в четыре раза дешевле зарубежных аналогов. По словам представителей международного аэропорта имени Нурсултана Назарбаева, все расходы берет на себя клининговая компания, “которая имеет право использовать на выбор любой труд - ручной или автоматический”.

 Астана

Поделиться
Класснуть