2715

806 километров подвига

     В Семее краеведу Ольге ИСАЕВОЙ понадобилось 10 лет, чтобы собрать уникальный материал о забытом трудовом подвиге народа - строительстве тракта “Восточное кольцо”.

В 1941 году газета “Большевик Алтая” писала: “За 72 дня 24 тысячи колхозников своими силами и средствами проложили дорогу, протяженностью 806 км, на строительство которой в обычных условиях потребовалось бы 11 лет и сотни миллионов рублей”.
- Сейчас это кажется фантастикой. Моя внучка так и сказала: “Да такого не может быть вообще!” - улыбается бывший преподаватель и руководитель музея транспортного колледжа Ольга Исаева. - Но факт остается фактом - в огромной Восточно-Казахстанской области через степи, непроходимые горы, леса и болота проложена народная магистраль. При этом ее строители - обычные колхозники, рабочие и студенты - столкнулись с полным отсутствием механизации. Их основными инструментами были кирки, лопаты, носилки и тачки! Причем женщины работали наравне с мужчинами. Так, участница стройки Евдокия ПОЛУНИНА писала: “Работа была очень тяжелая. Скалы долбили ломиком, а камни вывозили на тачках. Вставали в четыре утра и трудились до позднего вечера. Мне было 17 лет”.

Цифры говорят сами за себя. Около 400 тысяч кубометров горных пород было выбрано для полотна дороги. Построен 381 мост протяженностью более 2 тысяч погонных метров. Свыше 4 млн. кубометров земли было уложено в полотно дороги. “Восточное кольцо” связало разорванные районы области в один транспортный узел. В годы войны народный тракт стал артерией жизни.
- По нему в сторону Москвы на фронт из сел Восточного Казахстана беспрепятственно переправлялись зерно, мясо, рыба, жиры, шерсть, связанные женщинами вещи, варежки, носки. Все это, включая золото, серебро, вольфрам, олово из рудников Зыряновска, отправлялось по дороге на фронт, - рассказала Ольга Исаева.
“Восточное кольцо” стало первой грунтовой гравийной дорогой с твердым покрытием в области. Народный тракт, по сути построенный вручную, стал основой, “подушкой” для современных дорог Восточного Казахстана. И теперь краеведы заботятся о том, чтобы люди это помнили и ценили.
- В то время народная стройка привлекла внимание известных писателей. Среди них Мухтар АУЭЗОВ. Его документальная повесть о строительстве “Восточного кольца” вошла в сборник сочинений. К сожалению, сейчас воспоминания о беспримерном подвиге народа практически стерлись, - сетует Ольга Исаева.
Сейчас пенсионерка пытается вернуть землякам память о забытом народном подвиге. Впервые ее работа “Люди “Восточного кольца” была презентована в рамках “Краеведческой гостиной”. После этого ее начали приглашать выступать в школах города.

Милана ГУЗЕЕВА, фото из личного архива Ольги ИСАЕВОЙ, Семей

Поделиться
Класснуть