8052

Не всё “зын-зын”, господин мэр!

     Трехчасовой рейд по улицам новоиспеченного казахстанского мегаполиса Шымкента показал: местные бастыки и их персональные водители работают не покладая рук днем и ночью. Служебные машины из автохозяйства городского акимата, здравоохранения, государственных учебных заведений и других госучреждений лихо колесят по ночному городу. Так лихо, что жолполовцам приходится гоняться за ними с включенными сиренами.

По словам руководителя департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции (ДДГСиПК) города Шымкента Али КОМЕКБАЕВА, несмотря на неоднократные предупреждения, некоторые чиновники и их водители используют казенные авто для личных целей. Причем в нерабочее время.
- При поддержке инспекторов местной полицейской службы наши сотрудники регулярно проводят ночные рейды, - рассказывает Али Амантаевич. - Служебные машины мы находим на автомойках, у ресторанов и саун. Но водители всегда выгораживают своих бастыков: мол, шеф не в курсе, что я не заехал в гараж, а катаюсь по своим делам. Спрашиваем у госслужащего - он отвечает, что ничего не знает. Водитель вечером должен сдать машину в гараж, утром забрать. Надо сказать, что со стороны некоторых первых руководителей госорганов нет должного контроля. Может, стоит оборудовать служебную машину каким-то маячком либо после работы отключать двигатели дистанционно? Выключаем же компьютеры госслужащих. В такси Астаны, например, при превышении скорости свыше 70 км/час двигатель дистанционно отключается. Конечно, есть оперативные машины правоохранительных органов, “скорой помощи”, коммунальных служб.

К ним вопросов нет. Проблемы в персональных авто чиновников. Здесь немало сопутствующих вопросов. Например, переработка водителя, которому нужно доплатить из бюджета, перерасход бензина, выделяемого опять же из казны, амортизация авто и т. д. Вечером предлагаю выехать в совместный рейд, сами все увидите…
Как выяснилось, подобные отработки чаще проводятся в праздничные и выходные дни. Но даже в будний день (это был понедельник, 19 ноября) всего за три часа нам удалось проверить больше двух десятков служебных авто. В 19.30 выезжаем на улицы Шымкента. Наш экипаж - три сотрудника дорожно-патрульной службы МПС города, один сотрудник департамента по делам госслужбы и автор этих строк. Еще двое из ДДГСиПК едут за нами на личной машине: их работа - составлять акт за использование служебного авто вне рабочего времени. Забегая вперед, отмечу: подобные рейды нужно проводить силами пяти-шести мобильных групп - тогда и эффективность будет намного выше. Вот почему…
Первой попалась белая “лада гранта”. Водитель говорит: отвез шефа домой, еду в гараж. На часах уже 20.30. Более того, в путевом листе время выезда и заезда в гараж вообще не указано. Как вы­яснилось, “гранта” - служебная машина главврача поликлиники № 3 Шымкента. Молча подписав акт, водитель уезжает. Пока заполняли бумаги, мимо лихо промчалось еще несколько авто, приписанных к местным госорганам. “Вот если бы было несколько мобильных групп, тогда ни один нарушитель не скрылся бы. А так…” - разводят руками мои спутники-госслужбисты.
Колеся по ночным улицам, замечаем на автомойке “шевроле” с зеркальными номерами 808 АХ. Машина оформлена на южноказахстанский филиал Академии государственного управления, в путевке время возвращения в гараж 21.00.

Сотрудники департамента по делам госслужбы не скрывают удивления: мол, работа учебного центра завершается в шесть вечера. Еще час - отвезти шефа и вернуться в гараж. А машину можно помыть и в рабочее время. Зачем выписывать путевку до 21 часа? Для личных целей? Вместо ответа водитель набирает чей-то номер и со словами “Кто старший?” протягивает мобилу гаишнику. Полицейский кивает на сотрудников ДДГСиПК: мол, они старшие. Пос­ле непродолжительного разговора, о чем-то пошептавшись друг с другом, представители департамента по делам госслужбы все-таки составляют акт.
Сворачиваем на небольшую улочку - и тут же мимо пролетает черная KIA с акиматовским номером 017 АА. Двигатель патрульной JAC объемом 1,6 литра натужно ревет, но разгоняет машину с трудом. Надо отдать должное водителю-сержанту: он выжал максимум из “китайца”, и вскоре KIA прижалась к обочине. Водитель божится, что не успел доесть свой ужин, потому что шеф (зам­акима Шымкента) срочно вызвал его: нужно ехать в филиал “Нур Ота­на” на какое-то совещание. Любопытно, какое совещание можно проводить в правящей партии ночью? Вместо ответа водитель протягивает жолполовцам телефон. При этом у него нет путевки. Видимо, акиматовский водила был уверен, что личное авто столь большого бастыка гаишники не остановят. Сотрудник ДДГСиПК, отойдя в сторонку, разговаривает с неизвестным абонентом. Слышу обрывочные фразы: мол, без обид, идет отработка с представителем газеты “Время”, поэтому будем составлять акт…
Очередного лихача за рулем новенькой “камри” 70-й модели с госномером 100 АА остановили к десяти вечера. Водитель, показав документы, протягивает мобильный: мол, мой бастык сам вам все объяснит. Оказывается, руководитель управления здравоохранения Туркестанской области приехал в Шымкент именно ночью, потому что рано утром улетает в Астану. Однако в путевке указано время возвращения в гараж, и этот лимит уже исчерпан...
После трех часов ночной гонки гаишники честно признались: нас уже выкупили. Все водители служебных авто общаются в чате и сразу же предупреждают про отработку. Поэтому для более эффективной работы нужно как минимум пять-шесть групп, чтобы одновременно охватить весь город. А так, мол, получается больше для галочки…
Может, действительно имеет смысл создать несколько мобильных групп и разом отработать весь город, чтобы навести порядок? Ведь за ночные покатушки чиновничьих авто по личным делам казна платит немалые деньги из наших налогов. Выходит, в Шымкенте не все “зын-зын”, как любит повторять в своих выступлениях перед народом градоначальник Габидулла АБДРАХИМОВ…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото автора, Алматы - Шымкент

Поделиться
Класснуть