Волшебный источник
Есть на юге Казахстана колодец с особым характером. Со всего мира съезжаются к нему паломники. Одни здесь молят об исцелении, другие просят помощи в житейских делах. Однако не всем удается достучаться до небес. Людям с чистым сердцем и добрыми помыслами он дает вдоволь напиться волшебной воды. Тем же, у кого на душе намерения злы, колодец не нацедит ни капли.
Источник святого Укаша-ата расположен в сорока километрах от Туркестана близ села Карнак. Большинство странников проезжают мимо этого неприметного на первый взгляд аула, и мало кто догадывается, что история Карнака уходит в IX-XVII века. Впервые документальное подтверждение существования этого города встречается в историческом труде выдающегося тюркского ученого Махмуда КАШГАРИ, датированном одиннадцатым веком. В Средние века Карнак являлся частью империи великого Темирлана, и именно здесь в 1399 году по приказу Железного Хромца был отлит Тайказан для отстроенного им мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. В начале прошлого столетия Карнак был признан одним из самых образованных городов Южного Казахстана.
Здесь насчитывалось четыре медресе. Такого количества религиозных учебных заведений не было ни в соседнем с ним Туркестане, ни в Чимкенте. По убеждению профессора ЕНУ им. Гумилева Жамбыла АРТЫКБАЕВА, Карнак был одним из городов, занимавших особое место во внешнеполитической жизни Казахского ханства. Сюда издалека приезжали гости, решившие посетить ханские владения в Туркестане. Послы и пилигримы останавливались в Карнаке в специально построенных для них постоялых дворах.
Сегодня о былом величии древнего города напоминают старинная мечеть, курган - место будущих археологических раскопок - и мажратут. Так карнакцы называют дерево, возраст которого насчитывает более 1300 лет. По словам Хашимурата АТАЖАНОВА, семья которого из поколения в поколение ухаживает за этим деревом, его посадил в этих краях в VIII веке знаменитый арабский военачальник и миссионер Кутейба ибн МУСЛИМ. Печальным был финал жизни легендарного стратега. В самом расцвете лет грозный завоеватель был предан своими соратниками, в рядах его войск произошел мятеж, за который Кутейба поплатился головой. Загадочным образом его судьба перекликается с трагическим концом другого арабского миссионера и полководца Укаши, который, по местным легендам, нашел последнее пристанище в предгорьях Каратау.
Укаша ибн МИХСАН, сподвижник пророка Мухаммада, действительно реально существовавший человек. Его имя отыскал в книге хадисов Мухаммада ибн Исмаила Бухари старший научный сотрудник Института истории Академии наук Узбекистана Азим МАЛИКОВ. Узбекский ученый нашел документальные подтверждения того, что Укаша принадлежал к арабскому племени бадду и участвовал в битвах за распространение ислама в Аравии. Однако он никогда не был в Центральной Азии. Маликов утверждает, что Укаша ибн Михсан похоронен на Ближнем Востоке либо в Турции. Казахстанские ученые также не нашли следов пребывания арабского полководца на территории современного Казахстана, полагая, что в случае с ним реальная история подменяется мифотворчеством.
С этим категорически не согласен имам и смотритель мавзолея Укаша-ата Шамсиддин САДИЛЛАУЛЫ (на снимке). Мужчина говорит, что проштудировал сотни томов исторической и религиозной литературы и уверен, что Укаша-ата не просто пришел на казахстанскую землю, но и нашел здесь последнее пристанище.
- Он был учеником пророка и военачальником мусульман, - рассказывает смотритель. - Многие говорят, что Укаша был двенадцатиметрового роста. Это не так. Он был действительно непобедимый богатырь, но ростом около трех метров. Как сподвижник пророка Мухаммада, Укаша всегда шел за спиной пророка и оказался одним из счастливцев, кому было позволено увидеть печать пророчества на спине Мухаммада.
О силе и мудрости Укаши ходили легенды. Так, согласно одной из них воин-миссионер, подобно греческому Ахиллу, был неуязвим. Не брали его ни стрела вражеская, ни сабля, но так же, как и у олимпийского полубога, была у Укаши тайна, узнав которую враги одолели его. Смертельный секрет выведала у богатыря его супруга.
- Враги подослали к ней женщину, которая рассказала, будто у нее появилась соперница,- рассказывает предание Шамсиддин. - От обиды жена Укаши пожелала ему смерти и рассказала, что муж становится беззащитен во время утреннего намаза. Узнав это, враги ворвались утром во время молитвы в его дом и отрубили батыру голову. Ученики аулие на этом месте поставили сагану (могильная плита. - З. М.). Она погребла под собой и тело Укаши, и те 22 метра земли, что освящены его кровью. Вот откуда и пошли разговоры о его двенадцатиметровом росте.
Однако на этом миф не заканчивается. Враги хотели голову героя забрать как трофей, но ее подхватили ангелы и закатили на 600 метров от места расправы на гору. Земля разверзлась, голова упала в образовавшийся горный разлом. На его дне текла подземная река, которая принесла голову шахида в Мекку в священный колодец Замзам. Так пророк Мухаммад узнал о гибели своего преданного ученика. Голову мученика похоронили на святой земле, а к горе каратауского хребта, где камень чудесным образом раскололся надвое, хлынули паломники. И в наши дни сюда приходят сотни людей со всей страны и из зарубежья. Представители разных религий и конфессий, перед тем как бросить ведро в колодец, просят у Всевышнего о помощи и снисхождении, и если молитва услышана, то проситель поднимет ведро, наполненное водой.
- Колодец не смотрит, кто перед ним - мусульманин или буддист, мужчина или девушка, главное, чтобы человек был чист душою, и тогда колодец даст воды и выполнит просьбу, - поясняет Шамсиддин Садиллаулы. - Один из наших ребят года два назад спустился вниз за ведрами, что оборвавшись падали на дно, и увидел, что прямо под отверстием колодца песок, а метрах в пяти правее от него течет подземная речка. Ведро никак не может зачерпнуть из нее воду, но ведь это же происходит. Как?! Парень хотел сфотографировать эту речку на камеру телефона, но тот внезапно сломался.
Многие паломники говорят, что колодезная вода святого Укаши действительно исцеляет от неизлечимых болезней. Впрочем, такие же целебные свойства приписывают источнику, что бьет из-под земли близ могилы Гаухар-ана. Ее мавзолей расположен в полукилометре от Туркестана. Скромный мазар хранит останки дочери великого суфия и поэта Ходжи Ахмеда Яссави. К сожалению, история об этой уникальной женщине сохранила мало свидетельств. Даже точные даты ее жизни и смерти неизвестны. Зато народ сохранил о ней добрую память как о человеке, приносящем радость материнства в дом бездетных степняков.
- Гаухар-ана была бесплодна, - рассказывает смотритель мавзолея Оразгельды САПАРБАЕВ (на снимке). - Ходжа Ахмед Яссави, утешая дочь, сказал, что все исцеленные люди и есть ее дети. Гаухар умерла, когда ее отец заточил себя в подземной мечети. Место своего упокоения Аулие-ана, так называют ее наши женщины, выбрала особенное. Умирая, она попросила похоронить ее там, где пролили кровь ее младшего брата Ибрахима.
По одной из версий, причиной зверской расправы над единственным сыном Яссави стало то, что он без разрешения выпил воду из колодца, выкопанного всем миром. Кстати, вокруг мавзолея Гаухар-ана и в самом деле масса родников, оттого, наверное, сегодня за мазаром царство камыша и крестьянские огороды. Есть и другая версия причин гибели брата Гаухар-ана шейха Ибрахима.
- Многие степняки отказывались принимать ислам, который Яссави проповедовал, - поясняет ширашты Сапарбаев. - Чтобы проверить силу веры суфия, недруги убили его сына и принесли его голову в сундуке Ходжи Ахмеду, сказав, что это подарок - дыня. Мудрец увидел “подарок” и сказал, что дыня еще не созрела, они ее рано сорвали и Бог им за то судья. Через некоторое время убийцы пришли с покаянием к суфию и приняли ислам.
Не бывает и дня, чтобы на могилу его дочери не пришли с молитвами гости. В основном это женщины или семейные пары. Отдав дань уважения святой матери, паломницы устраивают купания в ледяной воде, добытой из колодца, что расположен на территории мавзолея. Вода в нем ледяная, но ни разу не было случая, чтобы кто-то из купальщиц заболел. Наоборот, многие не просто поправляют здесь свое женское здоровье, но и спустя девять месяцев возвращаются к Гаухар-ана со словами благодарности.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, из открытых интернет-источников и ТК “Отырар”, Туркестанская область