6897

Сузак - город сокровищ

     Сейчас эта местность представляет собой унылый, однообразный пейзаж. Песчаные сопки, верблюжьи колючки да пара невзрачных земляных куполов - кумбезов. А в семидесятых годах прошлого века тут была улица с домами и неасфальтированными дорогами. Еще раньше, в VI-XVIII веках, жизнь здесь просто кипела.

- На месте городища Сузак, где мы сейчас стоим, в древние времена было два города, - говорит местный краевед Болат ИСКАКОВ. - Это город Тарсатобе, который процветал начиная с III века до нашей эры и до IX века нашей эры, и Оргешеги - так мы называем старый Сузак. Он просуществовал вплоть до XIX века. Сузак был первой столицей Казахского ханства и ставкой двух казахских ханов - Керея и Жанибека. Более того, наши предки говорили, что оба хана были похоронены в этих местах. Мы уверены, что наша версия требует серьезного изучения.

Насколько состоятельна эта гипотеза, решать ученым, но доподлинно известно, что с 1465 по 1469 год Керей хан и Жанибек хан управляли Казахским ханством именно отсюда, а Сузак был крупным экономическим центром. Находясь на северной стороне Каратау, Сузак был местом, где сходились пути скотоводов-кочевников и ремесленников, земледельцев, обитавших на другой стороне Каратау. Сузакские базары и ярмарки были местом обмена товарами и центром общения разных племен, населявших эти края. Историки отмечают, что период наивысшего расцвета Сузака пришелся на XV-XVI века. Но позднее в результате нашествия джунгар город был сильно разрушен.
- За всю свою историю Сузак неоднократно подвергался нападению врагов, - рассказывает этнограф и писатель Максат КАРГАБАЙ. - Расположенный на пересечении дорог, ведущих от севера Каратау до Туркестана, Оты­рара и дальше до городов Арала, Таласа и Шу, Сузак, несомненно, был важным экономическим цент­ром ханства и представлял стратегический интерес для захватчиков. После череды неудач в XVIII веке Абылай хан пытался возродить город, но Сузак снова захватили враги. Это были кокандцы, которые возвели вокруг города крепостную стену, и попасть в него можно было только через ворота, которых в городе было четверо.
В середине XIX века Кенесары хан освободил от кокандского гнета старинный город. Последним и, пожалуй, самым кровавым противостоянием сузакцев вторжению извне стало восстание 1930 года. Голощекинская реформа, приведшая к голодомору в степи, запрет на отправление религиозных обрядов мусульман и красный террор привели к народному бунту. Повстанцы во главе с ханом Султанбеком ШУЛАКУЛЫ с лозунгами “Долой советскую власть!”, “Да здравствует казахское правительство!” убили представителей власти, разоружили милицию. Более двухсот военных были переброшены в Сузак для подавления мятежа. Пять дней между восставшими степняками и коммунарами шли бои. 400 бунтарей погибли, 200 оказались в плену, многие мятежники ушли в горы. Преследования инакомыслящих и сочувствующих им продолжались вплоть до 1938 года.
Сегодня о преданиях старины глубокой Сузака напоминают лишь два кумбеза. Один из них - могила Кулак-ата, похороненного здесь в XVI веке. По словам аксакалов, усыпальница не только имеет историческую ценность, но и исцеляет от недугов.
Многие легенды и уж тем более истории из реальной жизни древнего городища сегодня утрачены. Серьезные археологические изы­скания здесь никогда не велись. Разведывательные экспедиции археологов, что были предприняты в 1946 и в 1982 годах, обнаружили на месте городища остатки городских ворот, опору моста через речку, часть помещений и площадок дворца с тандырами и сосудами для хранения зерна. Частично были освобождены из плена песка и глины несколько жилых кварталов с просторными домами, хозпостройками, мечетями. В них были найдены чеканные монеты, кувшины, чаши, пиалы, светильники. Даже наше непродолжительное пребывание в уникальном месте показало, что эта земля - настоящий Клондайк для любителей и ценителей истории. Наш гид Максат Каргабай обнаружил фрагмент средневекового хума, о который споткнулся, прогуливаясь по соп­кам древнего городища.
Мавзолей Карабура находится в нескольких минутах езды от древнего городища Сузак. Он был построен в XVIII-XIX веках на месте захоронения известного на всю Сузакскую степь кипчака по имени Бурахан, который жил на побережье Сырдарьи и ездил повсюду на своем черном верблюде.

Оттого люди прозвали его Карабура (черный верблюд). Об этом человеке еще при жизни ходили легенды. Сородичи говорили, что Карабура обладал магической силой. Легенда гласит, что великий проповедник Ходжа Ахмет ЯССАВИ, приближаясь к своему последнему часу, наказал обряд погребения провести человеку, приехавшему на черном верблюде. Никто другой был не вправе касаться тела святого. Когда Яссави испустил дух, в Яссы въехал человек в белых одеждах на черном верблюде. Это был Карабура. Аулие выполнил последний наказ святого старца и проводил его в последний путь, а после отправился в предгорья Каратау. Во время пути Карабура не притрагивался к еде, а когда прибыл на место, совершил омовение и умер. Его похоронили близ городища Сузак, а на могиле возвели мавзолей. В 1997 году здесь был выстроен величественный комплекс, в сердце которого расположена могила Карабура.
- Каждую весну люди в знак уважения к святому делают большой поминальный обед, на который приезжают паломники со всего Казахстана и из ближнего зарубежья, - рассказывает наш гид по сакральным объектам Сузака Максат Каргабай. - Есть здесь еще одно чудо - дерево правды. Его посадил сам Карабура. С давних времен спорящие меж собой люди приходили к этому дереву и, прислонившись к нему, клялись, что говорят правду. Тот, кто лгал, вскоре заболевал, а то и умирал. Люди верят в это. Среди моих знакомых нет никого, кто решился бы поклясться на дереве правды.
Однако не только за легендами едут люди в Сузак. Каратауские петроглифы известны на весь мир. Пожалуй, нет на планете такого места, где на одном относительно небольшом клочке земли было сконцентрировано столько наскальных рисунков. Только в Арпаозене, что расположен на склоне гряды Келеншектау горного хребта Каратау, их насчитывается более трех тысяч. Петроглифы, доставшиеся нам в наследство от предков, можно встретить по всему Каратау.
- Они отражают жизнь кочевых племен, их верования, обычаи традиции, обряды, - поясняет старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Андрей ДОНЕЦ. - Часто можно встретить изображения птиц, зверей, животных. Многие из них сделаны в эпоху бронзы, раннего железного века и в более поздние периоды. Нередки изображения военных колесниц, а также воинов с копьями и дубинками. Есть рисунки воинов с мультуками. Исходя из того, что этот вид фитильного ружья применялся у азиатских народов в XIX-XX веках, можно прийти к заключению, что наскальное “изо­бразительное искусство” было популярно у обитателей здешних мест на протяжении многих веков.
Творчество древних степняков легло в основу десятков научных монографий, но и по сей день продолжает тревожить умы ученых. Так, очередная археологическая экспедиция провела нынешнее лето в самом дальнем углу Каратауских гор, изучая доселе не изведанные образцы наскальной живописи, а значит, мир ждут новые открытия.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Максата КАРГАБАЯ, Кенесбая ИСМАИЛОВА, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть