Ненужные вещи
В Уральске работает единственный в своем роде народный краеведческий музей. Все экспонаты в нем подлинные, а создан он исключительно из предметов, преподнесенных в дар разными людьми.
Музей “Старый Уральск” смело можно назвать уникальным. Возникшая из простой выставки в 2002 году, сегодня это одна из самых ярких экспозиций Западного Казахстана. Примечательно, что музей никогда не финансировался государством. Располагается он в здании частного дома, принадлежащего его основательнице Наталье СЛАДКОВОЙ.
- Когда-то здесь был книжный магазин, - рассказывает директор музея Геннадий МУХИН (на снимке). - Под него Наталья Акимовна Сладкова выделила часть своего родового дома. Потом решила расширяться - мечтала, что у нее будет самый большой и интересный книжный магазин в Казахстане. А пока она придумывала, как это все будет выглядеть, мы решили провести в помещении краеведческую выставку. Разыскали фотографии старого Уральска, что-то сфотографировали сами. Дали объявление о том, что в течение 10 дней будет проходить такая выставка. И вот тогда к нам пошли люди. Как сейчас помню первый экспонат, подаренный нам. Пришла старенькая бабушка, принесла кузнецовский заварочный чайник. Говорит: “Сынки, у меня он стоит, никому особо не нужен, а у вас его хоть люди будут видеть”. Мы, конечно, сказали спасибо и поставили его в экспозицию. И тут началось! К нам стали нести старинные вещи со всего города. Никто и предположить не мог, что люди так проникнутся этой идеей. Объяснять всем, что выставка скоро закроется, было бесполезно. Поэтому мы сначала продлили ее на месяц, потом еще на месяц, а затем собрались вместе и поняли, что нужно принимать какое-то кардинальное решение.
Посовещавшись друг с другом, организаторы выставки решили оставить все как есть и учредить музей “Старый Уральск”. Под выставочные залы Наталья Сладкова решила отдать практически весь свой дом. Книжный магазин переселился в маленькое угловое помещение, а в комнатах расположились экспонаты, рассказывающие о жизни уральцев.
- Постепенно старый облик нашего уникального города меняется, становится современным, а у нас любой желающий может получить достоверную информацию об истории Уральска и увидеть его старинный, исторический вид, - говорит Геннадий Мухин.
Что касается убеждений музейных работников, то они очень просты - никакой политики. Все, что собрано здесь, обобщено только одним: принадлежностью к жизни и быту старого Уральска. Хотя совсем без политики, конечно, не получается: слишком богатая и запутанная история у Западно-Казахстанской области.
- Мы стараемся говорить об истории без прикрас и смотреть на нее как бы со стороны, - объясняет свою позицию Геннадий Мухин. - Взять хотя бы ту же Гражданскую войну. Кто был прав - белые, красные, мы не судим. В наших экспозициях есть письма и награды участников этой войны с обеих сторон. Сейчас нужно понимать, что война - это просто большая беда, и все ее участники фактически лишь жертвы.
Музей “Старый Уральск” называется народным. Здесь все бесплатно: посещения, экскурсии, консультации, тематические вечера. Здесь не встретишь копий, все экспонаты настоящие.
Прекрасные образцы старинной мебели и посуды, иконы, картины и другие предметы искусства, награды, письма, документы, частные коллекции - все это можно увидеть, а многие предметы даже попробовать, что называется, на ощупь. Чувство, когда трогаешь дверцу деревянного резного буфета, которому больше двухсот лет, удивительное.
- Под стекло мы убираем только самые хрупкие предметы, - говорит Геннадий Мухин. - Ну, например, письма, документы - они рассыпаются от времени, и любое прикосновение может стать губительным. Какие-то мелкие вещицы тоже убираем, чтобы не потерялись, но в основном все находится в свободном доступе. Мы просто говорим посетителям, чтобы они были аккуратнее. Просим не навредить экспонатам.
Несмотря на случаи воровства, которые в музее, что скрывать, случаются, его экспозиция не становится закрытой.
- Наша основная цель - сделать так, чтобы люди помнили историю своего края. Что может лучше рассказать о людях и событиях, чем свидетели этих самых событий, пусть они и бессловесные предметы.
Экспозиция музея насчитывает сотни экспонатов. Со многими связаны забавные или просто интересные истории.
- Вот этот бюст Сталина мне принес какой-то мужик, - вспоминает Геннадий Леонидович. - Я прихожу как-то к открытию, смотрю, он стоит и уже еле-еле удерживает эту громадину. И говорит: “Вот принес вам, купите этот бюст. 300 долларов”. Я чуть не упал: “Милый мой, откуда же у нас такие деньги! Неси его туда, откуда взял”. А он возмутился и прямо отчаянно так: “Да ты что! Я его пешком сколько километров тащил! Куда ж его теперь? Ладно, дай денег на бутылку - и разойдемся”. На том и порешили. А бюст этот, между прочим, выпущен в 1937 году. Самое тяжелое время было!
Нужно сказать, что краеведы стараются хранить историю не только в витринах музея. Общественное объединение “Старый Уральск” постоянно борется за сохранность исторических зданий, воюет с ономастической комиссией, доказывая историческую обоснованность старинных названий улиц и поселков, участвует в восстановлении архитектурных и исторических памятников. Словом, дел у историков хватает.
- Правда, чаще всего наши потуги как об стенку, - сетует Геннадий Мухин. - Вот есть у нас несколько десятков исторических зданий. За ними нужно следить, реставрировать, ухаживать. А их отдали частникам да в жилой фонд. Закон, конечно, обязывает владельцев следить за сохранностью этих архитектурных памятников, однако кто их соблюдает-то! Здания разрушаются, подвергаются переделке, но до этого никому нет дела. Отдел по охране памятников, может быть, и рад бы как-то повлиять на ситуацию, но на это нужны огромные средства. Знаете, сколько стоит настоящая реставрация старинного дома? Миллионы! Никто таких денег, конечно, не выделяет. Весь город застроили бетонными коробками - и рады. А у нас, между прочим, есть уникальные здания, которые строил итальянский архитектор Дильмедино. Потерять такие памятники - это преступление! Но кому это интересно…
Сместными властями музейные работники стараются поддерживать нейтральные отношения. Было время, когда надеялись на какую-то помощь со стороны государства, ведь хранить историю - дело не из дешевых. Однако с годами поняли, что помощи ждать бессмысленно, и теперь просят только одного - чтобы дали спокойно работать. А еще, чтобы соблюдали существующие законы.
- У нас в Казахстане замечательные законы. В них предусмотрены многие хорошие вещи. В том числе детально прописано, как нужно охранять историю, какие мероприятия нужно проводить, какие разрешения для чего получать, что можно делать и что нельзя. Но на местах все эти законы упираются в равнодушие чиновников. Вот если бы эту ситуацию поменять к лучшему, тогда мы были бы спокойны за историю!
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск