8809

Легенды Сузака

Кажется, суровая природа сделала все, чтобы стереть с этой земли любой человеческий след. Однако вопреки всему степи Сузака в Туркестанской области с давних пор были землей обетованной для кочевников и сохранили легенды о тех далеких и удивительных временах.

В часе езды от Туркестана в самом сердце Сузакской степи расположилось городище, ныне именуемое Баба-ата, а в средневековом прошлом оно называлось Баладжой. В те времена здесь пролегал Великий шелковый путь, и на этом пути в VI-VII веках был основан город Баладжа. Он просуществовал вплоть до XIV века и пережил немало ярких моментов. Сейчас от древнего городища остались лишь оплывшие археологические раскопы, а во времена расцвета здесь был процветающий торговый центр с домами и дворцом правителя, мастерскими, водопроводом и прочими атрибутами средневековой цивилизации. Населяли город в основном ремесленники и торговцы. В середине прошлого века археологи откопали здесь массу ценных артефактов: орудия из камня и железа, обломки кувшинов, домашнюю утварь. В ходе раскопок обнаружили и цитадель, служившую баладжинцам ритуальным зданием для поклонения огню.
- История сохранила документы, рассказывающие о том, как в 767 году в соседний с Баладжой Туркестан вошел арабский проповедник, а по некоторым данным, прямой потомок пророка Мухаммеда Ыскак-баба, - рассказывает краевед Болат ИСКАКОВ. - Сопровождал его отряд воинов. Миссионер не стал устраивать очередную резню и не просто прекратил войну, а предложил жителям этих краев самим решать, какому богу молиться. Так не мечом, но словом привел Ыскак-баба каратауских казахов в ислам. Миссионер поселился тут же в специально построенном для него дворце.
Под его стенами Ыскак-баба нашел и свое последнее пристанище. В VIII веке над могилой великого старца был построен небольшой мазар, потом маленькая мечеть. С течением времени она разрушилась, и только в 1820-1830 годах на ее месте был возведен мавзолей. Как констатируют эксперты, его композиция и планировка перекликаются со знаменитым мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави. К слову, Ыскак-баба был предком прославленного на весь мир суфия Ходжи Ахмеда Ясави. В том же XIX веке на территории древнего городища Баладжи рядом с мавзолеем Ыскак-баба выросло медресе.
Сегодня оно не действует, но благодаря реставраторам неплохо сохранилось. Зато состояние мавзолея, который с 1982 года находится под охраной государства как памятник истории и культуры республиканского значения, а недавно вошел в сакральную карту Казахстана, вызывает обеспокоенность у историков. Он нуждается в реставрации. Ежегодно сюда приходят тысячи паломников. Особенно популярен этот маршрут у семейных пар. Старики говорят, что Ыскак-баба способен одарить бездетных супругов ребенком, нужно только молиться и верить в его силу.
С Ыскак-баба неразрывно связано и имя батыра Баба Тукти Шашты Азиза. С самого рождения фигура этого богатыря овеяна легендами.
- Мой отец сказку рассказывал, как много-много веков назад в этих краях жил мужчина по имени Керемет, - вспоминает местный писатель и этнограф Максат КАРАГБАЙ (на снимке). - В те времена здесь текла Дарья, и вот как-то приснился Керемету сон, что он нашел на дне реки клинок. Пошел к ведунье, рассказал о странном сне, и та предсказала рождение богатыря-воина. Вскоре на берегу реки Керемет встретил русалку необыкновенной красоты. Женился на ней. Однако коварной оказалась эта женщина-рыба. Родила она ему сына и исчезла в водах Дарьи. Керемет был безутешен и больше не женился, а его маленького сына Азиза воспитывал лебедь. Малыш был крепким и ловким, а когда подрос, стал сильно обрастать волосами. Вот и дали ему новое имя - Тукти Шашты Азиз, что означает волосатый Азиз. Потом добавилось баба - предок, учитель.
Согласно преданиям отвага и сила у волосатого батыра были необычайными. На всю степь прославился он как добрый и справедливый воин-защитник. Миссионер Ыскак-баба сделал Тукти Шашты Азиза своим соратником в деле ненасильственного распространения ислама. До сих пор живо предание, как волосатый богатырь за один день обратил в ислам сразу 200 тысяч степняков. Ыскак-баба, чтобы явить казахам мощь Всевышнего, дал приказ сжечь на костре своего сподвижника Тукти Шашты Азиза.
- Саксаул для того костра привезли на сорока верблюдах, - рассказывает легенду смотритель мавзолея баба Тукти Шашты Азиза Шарип ТУМАБАЕВ. - Когда погасли последние языки пламени, люди увидели, как в самом центре кострища сидит целый и невредимый Шашты Азиз и читает Коран. Всем стала понятна сила Всевышнего, люди всем сердцем поверили в Аллаха, а Ыскак-баба и его последователь были признаны святыми.
Есть версия, что баба Тукти Шашты Азиз был предком могущественного темника Золотой Орды Едиге - основателя династии, возглавившей Ногайскую Орду. В казахском эпосе “Едиге-батыр” история, как Тукти Шашты Азиз стал отцом, описана очень романтично. По преданиям старины глубокой Тукти Шашты Азиз на берегу озера Кызылколь встретил волшебной красоты фею-пери. Между молодыми вспыхнуло чувство, и вскоре они поженились, но прежде в обмен на свое сердце и свободу сказочная дива потребовала от благоверного исполнения трех желаний. Супруг слова данного не сдержал. Разочарованная пери к тому времени уже была беременна, что не помешало ей исчезнуть из жизни мужа. Правда, прежде она сообщила, что как только произведет на свет малыша, сразу же оставит его близ местности Кумкент. В назначенный срок молодой отец нашел своего первенца и дал ему имя Едиге.
Имя Шашты Азиза частенько упоминается в казахских эпосах “Қобланды батыр”, “Шора батыр” и других. Однако самым раскрученным фрагментом биографии мифического героя стала история о том, как он, уже будучи старцем, явился к будущим родителям легендарного Алпамыс-батыра и предсказал им рождение не только сына Алпамыса, но и дочери. Позже Шашты Азиз стал духовным наставником и покровителем Алпамыс-батыра.
И в наши дни на могилу святого старца, что расположена близ аула Кумкент, приходят люди, мечтающие о продолжении рода. Место своего упокоения баба Тукти Шашты Азиз выбрал сам. По его воле первый мазар был возведен в середине XVIII века близ родника, невесть откуда взявшегося в голой степи. На том же месте в 1991 году местные жители методом асара построили новый мавзолей. Он был значительно больше прежнего, и внутри него был помещен сосуд с прахом старца. В 2006 году это строение снесли, а вместо него вырос целый архитектурный комплекс.
К месту захоронения легендарного волосатого батыра тропа не зарастала никогда. За помощью и поддержкой приходили к баба Тукти Шашты Азизу именитые казахстанцы во все времена. Известно, что знаменитый борец Кажымукан перед каждым выходом обращал свою молитву к святому старцу: “О великий дух баба Тукти Шашты Азиз, помоги!” И волосатый батыр одаривал богатыря мощью и силой, о которых потом слагали легенды.
По соседству со святыней, включенной в сакральную карту Казахстана, расположилось еще одно чудо - озеро Кызылколь. По своему химическому составу оно аналогично Мертвому морю. В советские времена это был знаменитый бальнеологический курорт, куда приезжали туристы со всего Казахстана. В летнее время сюда даже летали самолеты, которые возили отдыхающих в санаторий с радоновой грязелечебницей. Многие туристы в память об отдыхе на уникальном озере привозили найденные здесь акульи зубы и раковины моллюсков. Их и сейчас можно найти в этих местах. Оно и неудивительно, ведь 186 миллионов лет назад здесь был древний океан Тетис. Сейчас о мезозойском океане напоминает лишь небольшое соленое озерцо площадью 15 квадратных километров.
После распада Союза вся курортно-туристическая инфраструктура Кызылколя пришла в полный упадок, но в наши дни озеро возрождается. В соседнем ауле Кумкент, что в пяти километрах от озера, открываются гостевые домики, выдержанные в этностиле. Есть планы строительства курорт­ного комплекса на побережье.
А еще степное озеро в предгорьях Каратау облюбовали для гнездовий утки, гуси, лебеди, пеликаны, бакланы. Орнитологи насчитали более 200 видов птиц, оби­тающих здесь.
И это только малая часть страны песков и легенд, которая полна красот, загадок и тайн. На картах она обозначена как Сузакский район. Местные же жители гордо именуют ее Терескей, что в переводе с казахского означает северная сторона.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото Максата КАРГАБАЯ, Юлии ТРЕТЬЯКОВОЙ, Андрея ДОНЦА и с интернет-ресурсов, Туркестанская область.

Поделиться
Класснуть