5951

Каким акимом был Есимов?

Ахметжан ЕСИМОВ был акимом Алматы с апреля 2008 по август 2015 года. Сейчас, когда прошло три года с тех пор, как он покинул этот пост, интересно вспомнить, что он сделал за эти семь лет, и оценить, как сейчас выглядят проекты, которые появились при Есимове.

Про обманутых дольщиков и самострой
В 2007 году в Алматы было 132 проблемных объекта, квартиры в которых должны были получить более 16 000 человек - это население какого-нибудь небольшого поселка. Причем все эти люди не просто молча ждали, когда их дома достроят, они выходили на улицы и требовали действий от акимата. Наверное, на тот момент в этом плане южная столица была самым взрывоопасным городом страны. Не было дня, чтобы здесь не прошел митинг, а то и сразу несколько. И это были не мирные шествия: обманутые дольщики штурмовали акимат, выходили на улицы с плакатами и перекрывали дороги, пугали власти самоподжогами. Новости об этом тогда были в топе всех СМИ. Нужно было что-то срочно делать. Понятно, что это была не та задача, которую можно было решить в одночасье, дав пару распоряжений. Здесь требовалась основательная, системная работа, в которую было вовлечено множество специалистов. В итоге появились специальные программы, благодаря которым были достроены проблемные объекты. Если в 2007 году, как я уже писала, их было 132, то в 2011-м - 19, а к 2016 году осталось всего три. Если учитывать масштабность проделанной работы, то цифры, конечно, впечатляющие.
Не менее острой была и проблема самостроев, в огромном количестве появившихся вокруг Алматы. Причем возникли они в 90-х годах и продолжали расти как снежный ком в нулевых. А решать все пришлось Есимову, который стал акимом в 2008 году. Именно он предложил создать Алатауский район на заседании государственной комиссии по контролю за застройкой пригородной зоны. Идею поддержали. Благодаря этому район, в котором сегодня живет более 200 000 человек, из проблемного превратился в один из самых развитых. За пять лет был узаконен 5151 земельный участок - около 45 000 человек стали полноценными жителями Алматы. Здесь появилось множество школ, детских садов и поликлиник, снизился уровень безработицы. Именно этот район выбрали для строительства индустриальной зоны и объектов Универсиады-2017. Он постоянно развивается, любые крупные проекты, которые реализуются в городе, учитывают и инфраструктуру Алатауского района. Например, именно здесь появится депо для трамваев LRT, отсюда будет идти одна из его линий. Можно ли было представить такое в 2008 году?

Про бюджет и присоединённые территории
Именно при Есимове Алматы закрепил за собой звание финансового центра Казахстана. В 2014 году валовой региональный продукт города составил 8 триллионов тенге (в 2009 году этот показатель равнялся 3,175 миллиарда тенге). В первом полугодии 2015 года мегаполис был главным донором респуб­ликанского бюджета - его перечисления составляли треть налоговых поступлений. Это при том, что в городе хватало своих проблем, которые требовали скорейшего решения.
С 2008 года территория Алматы выросла почти в два раза. В 2014 году стало известно, что к городу присоединят 23 гектара новых земель - это 27 прилегающих сел, в которых на тот момент проживало около 100 000 человек. В городе появился новый, Наурызбайский район. Причем образовался он не только для того, чтобы объединить эти территории. Важнее была другая цель: нельзя было допустить, чтобы и здесь события начали развиваться по уже обкатанному в Алматы сценарию (вспомним Алатауский район), и на границе города, но уже в другой его части, началась бы массовая самовольная застройка. Вокруг Алматы можно было создать экономические и туристические зоны, перевести сюда промышленные предприятия, использовать эти территории для строительства новых микрорайонов. Теперь алматинские полицейские могли взять эти районы под контроль, что стало очень важным после трагических событий в Иле-Алатауском парке.
Но, с другой стороны, расширение границ южной столицы добавило и проблем: инфраструктура на присоединенных территориях заметно отставала от алматинской. Нужно было выравнивать ситуацию. В целом за семь лет в городе было отремонтировано или проложено 190 километров сетей водоснабжения и 118 километров - теплоснабжения.
Отдельно скажу про программу устойчивого энергоснабжения Алматы, которой Ахметжан Есимов продолжал заниматься уже после того, как ушел с поста акима южной столицы. В конце июня этого года он присутствовал на запуске подстанции закрытого типа “Турксиб”. Благодаря ее строительству была завершена программа устойчивого энергоснабжения Алматы. Всего же с 2007 по 2015 год удалось построить и реконструировать 31 подстанцию, причем 12 - за счет средств местного бюджета. Сегодня электроэнергия доступна всем районам южной столицы, о чем 10 лет назад можно было только мечтать.

Про общественный транспорт и облик города
Проблем в сфере пассажирских перевозок хватает и сейчас. Но если вспомнить, что на дорогах Алматы творилось 10 лет назад, нынешние нарекания покажутся не такими существенными. И ведь именно Есимов стал тем человеком, который начал вкладывать средства в реформирование общественного транспорта южной столицы. И не точечно, а системно.
В 2008 году в этой сфере работали только частники. Огромное количество мелких автопарков (хотя многие из них и назвать так нельзя), разбитые грязные автобусы, хамы-водители, не соблюдающие ни график, ни правила дорожного движения. Кто-то скажет: они есть и сейчас. И будет прав. Но не в таком количестве, как раньше. С этим, мне кажется, тоже трудно поспорить.
Что кардинально изменилось за семь лет? Во-первых, в городе наконец-то появилось метро. Наверное, немногие алматинцы верили, что этот долгострой все-таки заработает. Как оказалось, зря. Новый аким смог сделать то, что не удавалось предыдущим: он добился того, что подземку все-таки достроили, и одним из первых проехал в метро. Пробный запуск состоялся в конце октября 2010 года, тогда работали только три станции: “Райымбек”, “Жибек жолы” и “Алмалы”. Уже через год, в 2011-м, к Дню независимости открыли четыре станции, а позже, в 2015-м, еще две - “Мос­ква” и “Сайран”. С тех пор, как мы знаем, метро длиннее не стало.
Во-вторых, в Алматы появился муниципальный автопарк. На тот момент это был единственный подобный опыт в Казахстане. Деньги на покупку тех самых китайских автобусов Yutong, которые и сейчас составляют довольно существенную часть городского автопарка, шли из бюджета города. Завозили их в несколько этапов, постепенно создавая муниципальные автопарки. Это был плюс и с экологической точки зрения - все автобусы работали на газе, и с управленческой - у городских властей появился реальный рычаг, при помощи которого они могли воздействовать на ситуацию с пассажирскими перевозчиками. Тогда с рынка и исчезли многие мелкие автопарки - их вытес­нили крупные муниципальные. Конечно, проблем все равно хватало, но это был первый и очень важный шаг к тому, чтобы навести порядок в данной сфере. К 2015 году муниципальный парк состоял из 600 автобусов и 400 такси на газе, на линии выходило 232 троллейбуса, тогда же обновили и трамвайный парк. При Есимове началась разработка глобальных проектов скоростных автобусов BRT, первая линия которых должна заработать уже в сентябре, и легкорельсовых трамваев LRT.
В тот же период в городе появилась первая выделенная полоса для движения общественного транс­порта на проспекте Абая. В плане уже были следующие: на проспекте Райымбека, улицах Наурызбай батыра и Желтоксан, которые тоже давно действуют.
За семь лет в Алматы построили 28 транспортных развязок. Насколько это полезное дело, объяснять не надо. Например, после открытия развязок на пересечении улиц Саина и Навои с проспектом Аль-Фараби, одном из самых проблемных с точки зрения трафика (вспомните километровые пробки, которые здесь стояли в часы пик), отсюда практически исчезли светофоры. Наконец-то проспект Аль-Фараби действительно стал магистралью, которая и сейчас помогает распределять транспорт­ные потоки. Тогда же спроектировали и те развязки, которые возводят сейчас.
Было пробито семь магистральных улиц общей протяженностью 32 километра. Часть из них, работа над которыми шла и после 2015 года (например, важная для всего города пробивка улицы Толе би до Восточной объездной автомобильной дороги), была сдана уже при новом руководстве. В Алматы построили 91 надземный и подземный пешеходный переход (опять же беспрецедентное количество для города). Проложили 140 километров новых дорог, отремонтировали 1265 километров.

Про барахолки и город для людей
Именно при Есимове в 2011 году начали сносить рынки на алматинской барахолке, которые стояли на красной линии и не соответствовали требованиям пожарной и санитарной безопасности. Тогда это вызывало протест, и не только у торговцев. Сейчас же, когда мы ходим по новым цивилизованным павильонам этих рынков, нам кажется, что так было всегда.
Мало кто помнит, что именно Ахметжан Есимов пригласил в город Яна ГЕЙЛА. Он лично встречался с датским архитектором на презентации концепции городского развития “Город для людей, а не для машин”, название которой мы так часто слышим в последнее время. Но Есимов тогда принял далеко не все идеи, которые предлагал Гейл, резонно замечая, что они хороши только для Европы. Так что, будь он акимом, реконструкция города шла бы не совсем так, как сейчас.
В целом же за те семь лет, что городом руководил Ахметжан Есимов, в Алматы появилось множество новых фестивалей, которые и сейчас проходят каждый год, были открыты или отреставрированы музеи, театры и парки, в 2011 году прошла зимняя Азиада. Город за эти годы стал другим и, опираясь на то, что уже было сделано, продолжает развиваться. Конечно, не все было гладко: были и минусы, и недоработки. Чаще всего Есимова упрекали в закрытости: с журналистами он встречался редко, в народ не ходил, на публике появлялся только по особым случаям.

Ольга СТЕПАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы


Поделиться
Класснуть