Где времени мерцает суть…
Есть места, где время сгущается, сжимаясь до облачка, способного поместиться в волшебную лампу Аладдина. Потрешь ее - выпорхнет облачко наружу, и заклубится история, и затянет тебя в свою воронку, и выйдет тебе навстречу вечно странствующий дервиш, погонщик верблюдов, гончар или зодчий, а то и сам старик Хайям помашет усталой дланью: мол, как вы там, не потеряли вкус к жизни?
Спорткомплекс “Динамо” ДВД Жамбылской области и мавзолей Карахана стоят бок о бок. Вечное движение и вечный покой… Да это же фраза из моего школьного сочинения! Урок литературы, девятый класс. Тема “Мое любимое место в городе”. Я решила написать про маленький легкоатлетический стадиончик, где проходили наши тренировки.
А рядом возвышался кирпичный мавзолей. Но тогда в нем размещался музей. Нас, школьников, в него водили, и дух захватывало от мудреного слова “экспонат”. Экспонаты были разными, а тот отдел экспозиции, что размещался в мавзолее, был посвящен происхождению жизни на Земле.
Мы слушали разинув рты. И думали о смысле бытия. Тем более что вокруг мавзолея повсюду были раскиданы холмики старого кладбища. Весною “кости смиренные” прорастали ярко-зеленой травой. Вечный покой и вечная жизнь… Территория смыслов.
А сегодня мавзолей - историко-культурный и туристический объект и место паломничества почитателей предков. В нескольких шагах от него - мавзолей Давутбека. И рядом открытая сравнительно недавно мечеть - самая древняя в Таразе и во всем Казахстане! Сакральное место. Три в одном.
- Когда-то, примерно тысячу лет назад, здесь шумел средневековый рабад, - рассказывает главный хранитель фондов заповедника-музея “Памятники древнего Тараза” Анна КРОКОШЕВА. - Все средневековые города-крепости строились по единому образцу. В середине резиденция правителя - цитадель. Вокруг нее шахристан, где располагались общественные здания и селилась знать, а дальше рабад - рабочая слободка. И вот здесь, на территории рабада, но уже чуть позже, когда естественным образом возник некрополь, и был построен мавзолей над могилой одного из представителей династии Караханидов. По преданию его звали шах Махмуд Карахан, и он-то как раз и был тем самым воздыхателем восточной красавицы Айши-биби, ради которого она сбежала со своей няней из отчего дома и погибла в пути от укуса змеи.
Воздвигнутый над ее усыпальницей мавзолей является ярким памятником средневекового зодчества и культовым местом на территории Жамбылской области (см. “…И вечная любовь”, “Время” от 5.4.2018 г. - Г. В.) А что же случилось с Караханом после смерти его возлюбленной? Он уверовал в Аллаха, начал вести благочестивый образ жизни, чем и снискал уважение своих граждан, которые стали называть его Аулие-ата, то есть святой отец. После смерти Карахана-Аулие-ата в память о нем был воздвигнут величественный мавзолей. К сожалению, история не оставила нам имен мастеров. Не сохранился и сам памятник в своем первоначальном облике. Мавзолей - тот, каким мы его сейчас видим, был построен на месте прежнего на средства местных жителей в 1906 году, но при этом полностью утратил декоративную облицовку. Судить о первоначальном виде мавзолея и его архитектурной ценности мы можем лишь по дошедшей до нас фотографии 1902 года. Судя по снимку, мавзолей имел кубическую форму. Главный фасад был украшен кирпичным узором. Как показали раскопки 1961 года, проведенные известным советским археологом Таисией СЕНИГОВОЙ, перу которой принадлежит наиболее полная монография об истории Тараза, для отделки использовалось до 30 разновидностей терракоты. Арка над входом в мавзолей была выделена клинчатой кладкой, оконтуренной кирпичом, и опиралась на колонны.
А сейчас перед нами предстает портально-купольное сооружение с центральным залом, где расположено надгробие, и тремя угловыми помещениями - худжрами. Стены мавзолея Карахана сложены из царского кирпича, самого распространенного строительного материала середины XIX - начала XX века (годы правления Российской империи). И только купол и арочные ниши внутри - из кирпича-плитки мавзолея XI-XII веков. Надпись над входом на арабском языке повторяет первую строку Корана “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его”.
По внутренней лестнице, предельно узкой и крутой, поднимаемся наверх. Идущая впереди Анна обращает наше внимание на секретики - вставки в кирпичную кладку нескольких орнаментированных кирпичиков древней усыпальницы. Что интересно: рисунок на них по стилю очень схож с тем орнаментом, что мы видим на плитках мавзолея Айши-биби, и это лишнее свидетельство того, что оба памятника принадлежат одному историческому периоду, и, весьма вероятно, легенда о пылкой любви Айши-биби и Карахана имеет под собой реальную основу.
- Обычно на купол мы туристов не приглашаем, а проводим посетителей наверх лишь в научных и ознакомительных целях, - замечает Анна.
Значит, мне повезло!
Анна ознакомит меня с купольной частью мавзолея, а я ознакомлю наших читателей!
И опять воспоминания моего спортивного детства… Лето, тренировки… Воспользовавшись пятиминутным отдыхом между забегами, мы, детвора, забрались на крышу музея. А почему она круглая? А что здесь было раньше? А кто такой Карахан?.. Сейчас бы тут же залезли в Интернет, а тогда побежали… в библиотеку - повышать свой культурный уровень!
- В советское время археологии уделялось очень большое внимание, - продолжает Анна Крокошева свой рассказ. - Представляете, идет Великая Отечественная война, а здесь, в тылу, видный ученый-археолог Геронтий ПАЦЕВИЧ руководит археологическим пунктом - учреждением, занимающимся сбором артефактов, коллекций с проводимых раскопок и охраной памятников. Именно он открыл в здании мавзолея археологический музей и тем самым сберег этот памятник, судьба которого как культового здания могла бы быть незавидной.
…А вот еще памятник XIII века - мавзолей Давутбека, полное имя которого Улуг-Бильге Икбал-хан Давут-бек Шамансур. Надпись на надгробии была прочитана выдающимся российским академиком Василием БАРТОЛЬДОМ. Она гласит, что здесь погребен тюркский военачальник, “владетель пера и меча, покровитель ислама и правоверных”, умерший 31 марта 1262 года. Имя средневекового архитектора неизвестно. Однако и этот мавзолей тоже был перестроен в конце XIX века, когда появилась “рубашка” сооружения: арочные проходы были заложены и возведены два ложных минарета. Но надгробие подлинное, средневековое!
…Останки древней мечети были обнаружены при раскопках в 2006 году группой специалистов Института археологии имени А. Х. Маргулана. Это та самая мечеть, о которой повествуют средневековые источники, описывающие военный поход на Тараз саманидского правителя Исмаила ибн Ахмеда в 893 году. Военачальник подошел к стенам города и предложил его жителям, исповедующим в ту пору христианство несторианского толка, буддизм и зороастризм, принять ислам в обмен на жизнь. Горожане посовещались и выбрали жизнь и новую веру. После чего древняя соборная церковь VII века была перестроена в мечеть. Хотя в ней до сих пор остались фрагменты, характерные для христианской архитектуры. Находка уникальна тем, что определяет точное время возникновения исламской культуры в ареале Центральной Азии. Сейчас откопанная в прямом смысле мечеть постепенно набирает популярность у туристов и паломников. В ее гостевой книге оставил свой отзыв побывавший здесь дважды бывший Верховный муфтий и председатель Духовного управления мусульман Казахстана Абсаттар хаджи ДЕРБИСАЛИ: “Тараз можно считать культовым центром ислама в Казахстане. Именно в Таразе находится самая древняя святая мечеть Казахстана...”
В общем, сразу три сакральных места в центре современного города. Но, оказывается, есть еще четвертое! Именно здесь, на территории историко-культурного комплекса, хранится самое долгосрочное послание потомкам, которое им предлагается прочесть в 2100 году! Послание оставил Нурсултан НАЗАРБАЕВ и здесь же, у стен мавзолея Аулие-ата-Карахана, давшего имя городу, президент подписал исторический указ о возвращении городу старого названия Тараз.
Все вернулось на круги своя. И та девочка-школьница из 1970-х годов снова стоит на купольной крыше и задает все те же вопросы: как устроен мир и как его постичь?..
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ и из архива музея, Тараз