Не уверен - не заводи
В Алматы появился принципиально новый приют для собак COMES - он открыт для всех желающих прийти и потискать хвостатых питомцев.
Организатор приюта Сергей СНЕГИРЕВ хорошо знаком читателям нашей газеты - именно он пообещал закрыть алматинский отлов, спас огромное количество собак от верной смерти в лютые морозы, забирал “смертников” и находил им хозяев. Теперь Сергей ратует за то, чтобы не просто отдавать спасенных животных в добрые руки и делать собак полезными. Например, одна из первых акций приюта - это партнерство с подростковой инклюзивной командой: ребята по выходным приезжают в приют, играют с собаками, меняют воду в мисках, выгуливают их. Оказалось, что это взаимополезный и приятный процесс. Собаки снова учатся доверять человеку, а дети отрабатывают навыки контакта.
- Я сейчас ищу разные формы работы со спасенными собаками, - рассказывает Сергей. - Например, почему бы не готовить собак-поводырей для слепых алматинцев? Собака может и должна быть полезной человеку, это не только друг, но и помощник. А вот людей надо приучать, что животное не игрушка. Нельзя взять щенка на лето, а осенью бросить его на даче или сдать сотрудникам отлова, рассчитывая, что они пристроят животное в хорошие руки.
Народ в приюте собрался действительно много повидавший. Например, Ева, или бабушка, как зовут пожилую овчарку, ревностно следит за порядком: разгоняет дерущихся, порыкивает на тех, кто ведет себя неправильно, обнюхивает коллег, блаженно развалившихся кверху пузом рядом с ребятней. А вот хулиганистый Головкин за полминуты умудряется устроить свару, ускользнуть и смотреть со стороны, как собачатся его соседи.
Правда, чтобы собаки так хорошо себя чувствовали на прогулке, недостаточно их просто спасти от мучительной смерти в отлове, показать ветеринару и предоставить клетку. Чтобы животное не пребывало в стрессе, его необходимо ежедневно выгуливать. В COMES это делают в несколько смен, выбирая собак, не конфликтующих друг с другом. Вот тогда барбосы не ощущают себя словно в тюрьме.
- С ними на самом деле еще и кинолог работает по будням, хотя и так невооруженным глазом видно, что все эти собаки социальные, то есть не представляют опасности для человека. Разве что запуганы им. А ведь городским людям зачастую очень не хватает общения с животными. Мы открылись месяц назад, и к нам сюда иногда приезжают даже проводить корпоративы. Вот покрасили будки собакам в веселые цвета сами же гости.
Я организовал все это, потому что, спасая собак, много видел передержек и приютов, и практически везде собаки сидят на привязи или в клетках, не могут общаться с человеком. Да и людям не очень приятно находиться в плохо пахнущих, грязных местах, где на цепи лает множество собак. Эта область тоже должна быть цивилизованной.
- Сергей, уже приняты правила содержания собак в Алматы. Почему же до сих пор мы никак не увидим и второй, не менее важный документ, регламентирующий деятельность отлова. Помнится, вы обещали его даже закрыть за нарушение Гражданского кодекса…
- Разными путями оттягивается принятие этих правил. Тем более что мы доказали - бесхозным животное становится только через шестьдесят дней, до этого оно потенциально чья-то собственность. Но у государства нет возможности содержать так долго всех отловленных собак. И передавать систему отлова в частные руки тоже нельзя - это и так слишком закрытая, слишком располагающая к коррупции и разным махинациям система, а в частных руках никто не сможет контролировать ее. Так что мы по-прежнему ждем правильного решения от чиновников, чтобы или продолжать борьбу с отловом, или заниматься развитием вот таких гуманных приютов, через которые собаки снова будут возвращаться к людям.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото автора и Мырзы БАЙСАМБЕКОВА, Алматы