Никто не застрахован
Знаменитые российские дрессировщики Артур и Карина БАГДАСАРОВЫ провели мастер-класс по работе с тиграми для ребят из детских домов Алматы.
В этот день на манеж выпустили не матерых хвостатых артистов, а зеленую молодежь - трех тигров, которые только готовятся работать в номере. И если двухлетний Шива уже показал несколько трюков и грозно рычал, то годовалый Рид просто носился по манежу и играл с пластиковой бутылкой, как обычный котенок - с бантиком.
Первое, о чем спрашивали ребята, можно ли трогать молодых тигров и чесать за ушком? Оказалось, нельзя. Тискать животных, как домашних любимцев, не позволяют себе и сами дрессировщики. Существует четкая дистанция в полтора метра между тигром и человеком, к которой зверей приучают с первых минут работы в манеже. Точно так же, как и к мысли, что натянутая вокруг арены сетка является непреодолимым препятствием.
А еще нас просили по команде аплодировать, чтобы Рид привыкал к этому звуку и не отвлекался на него. Опытные цирковые тигры - полноценные артисты и при публике ведут себя совершенно иначе, чем во время обычной работы. Любят порычать, покрасоваться, продемонстрировать свою грозную силу. Но даже во время репетиций с самым ручным, выкормленным из соски тигром дрессировщик ни на секунду не теряет бдительности.
- Наверное вам смешно смотреть старые фильмы про укротителей?
- Конечно, - смеется Карина. - Они наивные, а кроме того, сейчас в корне изменился подход к животным. Раньше с тиграми работал укротитель, его задача была подчинить животное, сломать его волю, для этого были хороши все средства. И в клетку входили, обязательно имея при себе пистолет. Сейчас мы тренируем, обучаем, и эта работа основана на доверии животного к дрессировщику. В руках у нас обычные лыжные палки с которых сняты наконечники. Именно ими мы показывает тигру, что надо сделать, с них кормим мясом. Если бы тигр боялся палки, это было бы сразу видно. Даже хлыст скорее способ привлечь внимание, чем напугать.
Свою жизнь дрессировщики не страхуют по двум причинам. Во-первых, нет рисковых компаний, которые бы согласились работать с такими клиентами. Во-вторых, из суеверия. Считается, что пока ты даже в мыслях не допускаешь худший сценарий событий, он не про тебя. Так что из защиты только помощники с брандспойтами во время выступления. Хотя, оказалось, что это тоже не спасает...
- Водой можно разлить дерущихся тигров, но когда животное нападает на человека - брандспойт бесполезен. Разве что при максимальном напоре воды, чтобы ударом струи отшвырнуть его в сторону. Но не каждый цирк может это обеспечить. В 2006 году, когда на арене на Артура напал тигр, брандспойты не помогли. Его сильно порвал артист нашей труппы. Артур полгода восстанавливался, боялись ампутации руки…
Сам Артур очень не любит “страшилки”, а на журналистов, просивших рассказать что-то подобное, чуть не зарычал, как его подопечные.
- Карина, вы уже третье поколение цирковых Багдасаровых и второе поколение дрессировщиков тигров. Будет продолжение?
- Сын Артура Ричард в настоящее время сдает ЕГЭ в России и должен потом присоединиться к нам в Астане. Он воздушный гимнаст и параллельно уже начинает работать с тиграми. Мой сын Никита совсем другого склада. Его интересует робототехника, физика, программирование. Никита собирается поступать в Бауманку. И поскольку я воспитываю мужчину, то считаю не вправе что-то решать за него или оказывать давление. Он сам будет выбирать свой путь. Да я и не хотела бы, чтобы мой ребенок работал в клетке.
- Скажите по секрету, а опыт дрессировки крупных хищников помогает в личной жизни? Мужчины поддаются дрессировке?
- Нет. Если честно, возможно, проблема в том, что мне самой не интересны мужчины, которых можно дрессировать. Мужчина должен быть главой семьи, все остальное - это неправильные роли.
- Ну а тигры понимают, что вы женщина, или все время пытаются доказать, что сильнее вас?
- Любой зверь проверяет тебя на вшивость и всегда готов показать, что он сильнее. Но мы с Артуром совсем по-разному строим отношения с животными. Мужчина - воин, и ему всегда важно кому-то доказать, что он главный, хоть хомячку! А я никому ничего не доказываю, я и так знаю, что сильнее. Вообще, с животными работать просто в том смысле, что у них нет ненависти, зависти, страсти к интригам. Они или хотят тебя съесть, или нет.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы