Тайны древнего города
Одни едут в Туркестан, чтобы поклониться святым местам, другие - чтобы прикоснуться к истории, узнать легенды и мифы древнего города, которому более 1500 лет. Он занял достойное место в списке сакральных мест Казахстана.
Когда-то Туркестан был столицей Казахского ханства, считался духовным и политическим центром тюркоязычных народов.
В письменных источниках X века отмечается, что город раньше назывался Яссы и Шавгар, а позже именовался Туркестаном. Слово “турк” означает храбрость, а “стан” с персидского переводят как страна либо объединение народов.
Туркестан прежде всего ассоциируется с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави. Его голубые купола с бирюзовым отливом видны издалека и еще со Средневековья служили верным маяком для путников и паломников. Через столетия до наших дней дошли оригинальные облицовочные кирпичи с поливой и цветной майоликой. Состав, к примеру, глазури, которой покрыта облицовочная плитка, и сейчас остается загадкой для ученых.
По преданию Ясави был последователем пророка Мухаммеда. Его поэмы были очень популярны в народе, их учили наизусть, переписывали и передавали по наследству детям как бесценное богатство, своеобразный оберег. Печально, но в некогда богатой библиотеке мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави не сохранилось ни одной древней книги, написанной его рукой.
Существует легенда, что, когда в городе появились большевики, библиотечные фонды из хранилища тайно ночью вынесли горожане и закопали для сохранности в землю. По мнению ученых, под городом всегда была система подземных тоннелей, и вполне возможно, что именно там покоится библиотека мавзолея, включающая в том числе и рукописи Ходжи Ахмеда Ясави.
Произведения философа и поэта вошли в мировое культурное наследие народов Центральной Азии. А сам мавзолей включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 63 года пророк Ясави стал добровольным затворником в подземелье мечети, где и провел остаток жизни в молитвах и проповедях. Он умер в 1166 (67) году и был похоронен в маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира.
Мавзолей Ахмеда Ясави является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещение для совершения массовых ритуальных обрядов).
Вокруг центрального зала расположено более 35 комнат. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости.
Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для тюрков был символом единства.
Одна из важнейших реликвий дворца - тайказан, который не имеет себе равных. Он вмещает до 3000 литров воды. В нем два раза в неделю варился для богомольцев халим - кушанье из пшеницы и мяса. Для тюрков казан был символом гостеприимства, поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению.
В 1935 году тайказан был вывезен в Эрмитаж, где демонстрировался в зале тюркской культуры. Однако с обретением Казахстаном независимости главная тюркская святыня была возвращена на родину.
Не меньший интерес представляет усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. Только в этом помещении каменный резной цоколь покрыт панелью из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом и оригинальным цветочным орнаментом.
В Туркестане еще много интересных мест, которые стоит посмотреть.
Одно из них - мавзолей Арыстанбаба - наставника и учителя Ходжи Ахмеда Ясави. Паломники стараются сначала поклониться его могиле и только после этого отправляются в мавзолей ученика.
Легендой овеяно и само появление памятника. Эмир Тимур решил на этом месте поставить мавзолей в память Ходжи Ахмеда Ясави. Когда началось строительство, поднялась буря и разрушила стены. Тимур приказал снова начать строительство, и вновь стихия все разрушила. Ночью эмиру приснился сон, в котором старец объяснил, что, как бы ни был велик ученик, как бы ни превзошел он учителя, нужно сначала воздвигнуть мазар Арыстанбаба, а затем уже ученику. Эмир Тимур так и сделал.
За столетия мавзолей несколько раз перестраивали и реставрировали. Сегодня он является одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют центр паломничества и гостиница.
Еще одна особенность этого места - колодец с исцеляющей водой. Она имеет солоноватый вкус и особенно полезна для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Говорят, что если у паломника по приезде домой на дне емкости с водой появится черный осадок, то пить ее уже нельзя. И человеку стоит задуматься о своей духовности.
Еще один святой колодец - Укаша-Ата - расположен в 35 километрах севернее Туркестана. Он с секретом. Вода находится на глубине 10 метров, и зачерпнуть ее удается не всем. Считается, что колодец дает воду людям с добрым сердцем, добрыми намерениями, тем, кому благоволят духи.
Когда мы были там, пара человек из нашей группы так и не решились кинуть ведро в колодец, другие вытащили емкость пустой, и только троим удалось набрать воды.
Укаша-Ата входит в список исторических мавзолеев.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА,с сайтов kazislam.kz, sputniknews.kz, Алматы