5203

Тайны древнего города

Одни едут в Туркестан, чтобы поклониться святым местам, другие - чтобы прикоснуться к истории, узнать легенды и мифы древнего города, которому более 1500 лет. Он занял достойное место в списке сакральных мест Казахстана.

Когда-то Туркестан был столицей Казахского ханства, считался духовным и политическим центром тюркоязычных народов.

В письменных источниках X века отмечается, что город раньше назывался Яссы и Шавгар, а позже именовался Туркестаном. Слово “турк” означает храбрость, а “стан” с персидского переводят как страна либо объединение народов.
Туркестан прежде всего ассоциируется с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави. Его голубые купола с бирюзовым отливом видны издалека и еще со Средневековья служили верным маяком для путников и паломников. Через столетия до наших дней дошли оригинальные облицовочные кирпичи с поливой и цветной майоликой. Состав, к примеру, глазури, которой покрыта облицовочная плитка, и сейчас остается загадкой для ученых.
По преданию Ясави был последователем пророка Мухаммеда. Его поэмы были очень популярны в народе, их учили наизусть, переписывали и передавали по наследству детям как бесценное богатство, своеобразный оберег. Печально, но в некогда богатой библиотеке мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави не сохранилось ни одной древней книги, написанной его рукой.
Существует легенда, что, когда в городе появились большевики, библиотечные фонды из хранилища тайно ночью вынесли горожане и закопали для сохранности в землю. По мнению ученых, под городом всегда была система подземных тоннелей, и вполне возможно, что именно там покоится библиотека мавзолея, включающая в том числе и рукописи Ходжи Ахмеда Ясави.
Произведения философа и поэта вошли в мировое культурное наследие народов Центральной Азии. А сам  мавзолей включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 63 года пророк Ясави стал добровольным затворником в подземелье мечети, где и провел остаток жизни в молитвах и проповедях. Он умер в 1166 (67) году и был похоронен в маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира.

Мавзолей Ахмеда Ясави является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещение для совершения массовых ритуальных обрядов).
Вокруг центрального зала расположено более 35 комнат. Дверь усыпальницы украшена прекрас­ной резьбой по слоновой кости.
Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для тюрков был символом единства.
Одна из важнейших реликвий дворца - тайказан, который не имеет себе равных. Он вмещает до 3000 литров воды. В нем два раза в неделю варился для богомольцев халим - кушанье из пшеницы и мяса. Для тюрков казан был символом гостеприимства, поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению.
В 1935 году тайказан был вывезен в Эрмитаж, где демонстрировался в зале тюркской культуры. Однако с обретением Казахстаном независимости главная тюркская святыня была возвращена на родину.
Не меньший интерес представляет усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. Только в этом помещении каменный резной цоколь покрыт панелью из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом и оригинальным цветочным орнаментом.
В Туркестане еще много интересных мест, которые стоит посмотреть.
Одно из них - мавзолей Арыстанбаба - наставника и учителя Ходжи Ахмеда Ясави. Паломники стараются сначала поклониться его могиле и только после этого отправляются в мавзолей ученика.

Легендой овеяно и само появление памятника. Эмир Тимур решил на этом месте поставить мавзолей в память Ходжи Ахмеда Ясави. Когда началось строительство, поднялась буря и разрушила стены. Тимур приказал снова начать строительство, и вновь стихия все разрушила. Ночью эмиру приснился сон, в котором старец объяснил, что, как бы ни был велик ученик, как бы ни превзошел он учителя, нужно сначала воздвигнуть мазар Арыстанбаба, а затем уже ученику. Эмир Тимур так и сделал.
За столетия мавзолей несколько раз перестраивали и реставрировали. Сегодня он является одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют центр паломничества и гостиница.
Еще одна особенность этого места - колодец с исцеляющей водой. Она имеет солоноватый вкус и особенно полезна для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Говорят, что если у паломника по приезде домой на дне емкости с водой появится черный осадок, то пить ее уже нельзя. И человеку стоит задуматься о своей духовности.
Еще один святой колодец - Укаша-Ата - расположен в 35 километрах севернее Туркестана. Он с секретом. Вода находится на глубине 10 метров, и зачерпнуть ее удается не всем. Считается, что колодец дает воду людям с добрым серд­цем, добрыми намерениями, тем, кому благоволят духи.
Когда мы были там, пара человек из нашей группы так и не решились кинуть ведро в колодец, другие вытащили емкость пустой, и только троим удалось набрать воды.
Укаша-Ата входит в список исторических мавзолеев.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА,с сайтов kazislam.kz, sputniknews.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть