Скажи, какая у тебя корпешка...
Актюбинская мастерица Турган ШАМШЕТОВА уверена: от того, какой корпешкой укрывается человек, напрямую зависит его судьба.
То, что сейчас выложено на прилавках рынков и специализированных магазинов, обычное станочное производство, считает актюбинка. Почти все корпешки, выставленные на продажу, не несут в себе ни глубокого смысла, если говорить об узорах, ни пользы, если затронуть качество материалов.
- А ведь в старину для ребенка шили свою именную корпешку, для невестки - другую, для сватьи - третью. Глядя на узоры и цвет корпе, можно было узнать о характере, степени воспитанности и уровне почитания национальных традиций хозяев дома, - говорит Турган.
К приданому невесты тоже немало претензий.
- В идеале набор корпешек келин состоит из лоскутных одеял, корпешек невесты, джигита, гостей, сватьи и для разлива чая. Есть еще так называемая махаббат корпе для молодоженов. У каждого одеяла должен быть свой цвет и узоры, - объясняет мастерица.
К примеру, у казахов голубой цвет - это символ мирного неба, красный олицетворяет победу, очаг, кровные узы и молодость. Зеленый - символ новых начинаний, весны и обновления. Свой смысл имеет также белый цвет - это символ возвышенности и чистоты, а желтый олицетворяет просвещенность и образованность.
- Исходя из этого, махаббат корпе всегда должна быть белого цвета, и если на ней есть узоры или вкрапления другого цвета, то тона должны выбираться в зависимости от того, какие пожелания и планы у взрослых на дальнейшую жизнь молодых, - говорит мастерица. - То же самое касается и других корпешек.
Для одеяла для девочки можно использовать все цвета, близкие красному, рекомендует Шамшетова, то есть розовый, сиреневый, оранжевый тона. Для ребенка в бесике казахи выбрали синие оттенки - для его покоя и ощущения бесконечности. Этот цвет обязательно сочетали с желтым, поскольку в таком случае (если на корпешке использованы лоскутки голубого и желтого цветов) это означало, что в доме “взошло солнце” - растет малыш.
- Это сейчас любой дизайнер скажет о допустимости или недопустимости сочетания тех или иных цветов, а казахи это знали давно, - говорит Шамшетова. - Они же замечали, как тот или иной цвет влияет на настроение и даже судьбу человека.
К примеру, общеизвестно, что красный цвет положительно влияет на активность человека, делая его более решительным. Поэтому, говорит мастерица, в древности корпешками красного цвета укрывали в основном подростков.
Немало вопросов у мастерицы и к наполнителю одеял.
- Сейчас или ватой, или поролоном наполняют корпешки! Все - и для девочки, и для кудагай, и для главы семейства - аксакала. Это же ужас какой-то! - возмущается Шамшетова.
У казахов молодым девушкам всегда стелили пуховую перину - лебяжий пух пропускает воздух, зимой греет, а летом на ней не жарко. К тому же благотворно влияет, как верили казахи, на фертильную способность будущей матери.
- Шерстяные одеяла - из шерсти овцы или верблюда - готовили в основном для мужчин. Из них легко выветривается пот, шерсть благотворно влияет на мышцы и кости, - говорит рукодельница. - Такие одеяла также полезны с ортопедической точки зрения.
Есть у Турган также вопросы и к узорам, коих у казахов не менее тридцати разновидностей.
- К примеру, узоры қошқармүйіз, түйетабан, гүл несут свой сакральный смысл. Узором қошқармүйіз -
бараний рог - украшают корпе, предназначенные для джигитов, - говорит Шамшетова. - Есть также узор тұмарша - амулет, но его в отличие от других орнаментов выбивают или пришивают к коврам из войлока, а не к корпе. Есть узор құстұмсық - птичий клюв, его выбивали исключительно на кольце. Если такое кольцо присылала дочка, вышедшая замуж в другой аул, то это означало, что она живет очень хорошо и чувствует себя словно вольная птица.
А сейчас, качает головой Шамшетова, все узоры и цвета налепят на одну одежду или корпе и портят ауру человеку, которому предназначена эта вещь. Спят люди под такими одеялами, а потом удивляются, откуда у них те или иные болезни. А ведь узоры и цвета у казахов, говорит мастерица, то же самое, что и двадцать пятый кадр в фильме. Вроде бы не виден глазу, но остается в памяти и формирует характер, дает настрой, влияет на психику.
- Сегодня, как посмотришь на ту или иную корпешку, аж плакать хочется - обидно за казахские традиции. А ведь в древности корпешка для человека была не просто вещицей какой-то практической, а целой программой-ориентиром для дальнейшей жизни! - говорит Турган.
Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе