2360

Спят курганы древние

Список сакральных мест Казахстана составлен, объекты поделены по “жанрам”. Но мы решили узнать, что скрывается под этим термином. И отправились в одно из самых популярных мест Алматинской области - государственный историко-культурный заповедник-музей “Иссык”.

Именно здесь в 1969 году была сделана находка, ставшая одним из символов независимого Казахстана. Обыватели называют ее “Золотой человек”, ученые предпочитают термин “иссыкская находка”. В любом случае с ней связано огромное количество легенд и историй. Это и случайность находки при планировке местности под строительство автобазы, и предположения о том, что Золотым человеком могла быть женщина, да и само место, которое является древней усыпальницей для знатных особ, таит в себе еще много тайн. Даже название города Иссык некоторые историки трактуют как дверь, ведущую в мир духов.
А еще после находки главного артефакта своей жизни здесь осел легендарный человек - археолог Бекен НУРМУХАНБЕТОВ. Именно ему принадлежит идея создания музея-заповедника. Он ушел из жизни два года назад и до последних дней общался с посетителями, с удовольствием рассказывал все известные ему легенды и истории. А еще он считал людей, приходящих сюда, паломниками, потому что знал кое-что важное про это в самом прямом смысле слова сакральное место.

Заповедник не ограничивается только помещением музея. Здание построено рядом с тем местом, где был найден Золотой человек, но здесь еще много неисследованных курганов, причем очень высоких, а это говорит о том, что историкам предстоит сделать немало открытий.
- Археологи выяснили, что в этой местности были городище Рахат и собственно царская усыпальница, - говорит сын первооткрывателя Золотого человека Мирас НУРМУХАНБЕТОВ. - А разделены они были рекой, которая сейчас ушла в другое русло. Наши предки тщательно выбирали место для захоронения, тем более знати. Тут не действовали нормативы - сто метров до ближайшего жилья, наличие парковки и прочих удобств. В древности решающим было мнение жрецов. И они же сначала проводили некие необходимые обряды на выбранном месте, чтобы сделать его действительно особым. И кладбище, по представлениям кочевников, было не для поминовения и печали. Это скорее некое святилище, место паломничества.

Сюда приходили за благословением предков, принять важное решение, попросить об исполнении желания, перед серьезной битвой и т. д. Это не мусульманская традиция, а гораздо более древняя - тюркская. Поэтому и отец называл приходящих в музей не посетителями, а паломниками. Он точно знал об особенностях этого места и о том, что даже если люди шли просто на экскурсию, то уходили с чем-то более важным, чем новая информация и впечатления. И не я придумал, что особенность сакральных мест в мощной энергетике: чем больше их посещают, чем больше обращаются к своим духам, небу (независимо от вероисповедания), тем лучше это работает.
Ученица Бекена Нурмуханбетова руководитель научно-исследовательского отдела Галия ФАЙЗУЛЛИНА работает в музее много лет. Когда-то она хотела сменить место работы, но курганы не отпустили ее.
- Когда я веду экскурсии, обычно людей больше всего волнует, где же сам Золотой человек, место его находки и прочее, - рассказывает она. - Я часто спрашиваю, что они понимают под “золотым человеком”, и выясняется: кого-то он интересует в качестве археологической находки, кого-то - как прообраз символа независимости. А для меня это дух золотого воина, а не пластины, найденные в кургане. Не зря к нам едут люди из Алматы и других городов, чтобы прочувствовать место, где он был погребен, где в других курганах, возможно, еще покоятся его родственники, современники. Сейчас очень много разговоров в мировой практике о том, что музей-храм должен постепенно заменяться музеем-форумом, чтобы обеспечить живое общение с посетителями. Но мы видим, что, по крайней мере, в таком месте, как наше, при всей модернизации взглядов необходима некая сакральная составляющая.

Психолог Нурия БЕКАЛАЕВА активно работает с архетипами. Именно через них она прочитывает потенциал и пути трансформации личности. Мы попросили ее про­анализировать образ Золотого человека, чтобы понять, о чем говорит главный символ государства.
- Это очень интересный образ, поскольку он собирательный и содержит в себе, кажется, сразу все архетипы. Костюм рассказывает о представлениях кочевников, о том, что они делили мир на три части: низменный (змеи на обуви), средний (хищники и крупные животные на самом костюме) и верх­ний (головной убор, украшенный птицами, крылатыми существами и звездами). Для меня все эти символы и орнаменты дают некую целостность. То, что гораздо больше, на мой взгляд, подошло бы для визуализации программы “Рухани жангыру”, чем парящий в небе орел - символ, оторванный от среднего и нижнего мира. Низменные типажи и роли очень важны для человека - с ними необходимо работать, только это дает рост. Например, не все рождаются героями, зачастую слабость и страх приходится перебарывать. Пока же мы идем на поводу у низменных эмоций - агрессии, насилия, истерии - и легко поддаемся манипуляции. Зато, проработав их, переплавив, уже никогда не будем марионетками в чужих руках. Золото - это тоже символ не богатства, а совершенства. То есть я как психолог вижу в этом образе прямое указание для работы над собой.

Напомним, подлинник Золотого человека находится в Государственном хранилище, а его копию можно увидеть в Государственном музее золота в Астане. Летом прошлого года копия Золотого человека впервые отправилась в путешествие по городам Казахстана, а затем и в международное турне сроком на три года. Проект “Шествие Золотого человека по музеям мира” начался 1 декабря 2017 годавыставкой в Минске. Реконструкцию дополняли подлинные детали из находки в Иссыке. Они были расположены в специальных витринах. В течение 2018 года “Шествие” пройдет в пяти странах: Японии, Индии, Республике Корее, Китае и Испании.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и Надежды ПЛЯСКИНОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть