Не губите, мужики!
Только-только закончились праздничные дни, а казахстанцы уже думают, как провести следующие длинные выходные во время празднования Наурыза. Многие алматинцы уже запланировали поездки не просто в ближайшие ущелья, а на серьезные туристические объекты, например в заповедник-музей “Тамгалы”.
И дело вовсе не в том, что эти места теперь отмечены на официальной карте сакральных объектов Казахстана. У алматинцев поездки на туристические объекты области становятся все более популярными. Ведь кроме возможности полюбоваться постоянно меняющейся красотой степи здесь можно в буквальном смысле прикоснуться к истории.
Заповедник-музей “Тамгалы” расположен в Жамбылском районе в 170 км к северо-западу от Алматы. На территории урочища Тамгалы сосредоточено более ста памятников: поселения, могильники, древние каменоломни, петроглифы и культовые сооружения от середины XIV-XIII веков до нашей эры до рубежа XIX-XX веков. Все вместе они образуют археологический комплекс, хранящий в себе историю многих древних и современных народов нашей страны. Исследователи отмечают, что это не просто скопление разных наскальных изображений. Перед каждой из скал каньона в долине имеется место, откуда все рисунки эпохи бронзы видны одновременно и представляют собой сложную композицию. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы включены в 2004 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, именно Семиречье считается центром изобразительного наскального творчества. До сих пор ученые исследуют местность и наносят на карту все новые и новые петроглифы. Правда, они не торопятся донести до широкой общественности эту информацию. А все потому, что казахстанцы с каждым годом все больше интересуются историей и вот такими объектами под открытым небом. Однако не все понимают, что наскальные рисунки требуют бережного к ним отношения. Ольга ГУМИРОВА, постоянный член экспедиций, исследующих и разыскивающих петроглифы в Казахстане, ужасается варварскому поведению некоторых горе-туристов:
- Люди умудряются даже в таком охраняемом месте, как Тамгалы, портить древние петроглифы, оставлять свои надписи на камнях. В тех же местах, где нет охраны, люди зачастую и вовсе ведут себя безответственно. Они не понимают, что даже изменение освещения губительно для петроглифа: вы повернули камень, и очень быстро исчезнет патина, рисунок перестанет читаться, и восстановить его будет уже невозможно. Туристы умудряются забирать с собой какие-то кусочки скал, рисунков, но ведь это все равно что принести домой сувенир с кладбища. Тамгалы - это и святилище, и место совершения обрядов, в том числе по умершим. Так что стоит относиться к этим местам с уважением!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Когда верстался номер
Человек больших высот...
Стало известно, что после продолжительной болезни на 85-м году ушел из жизни легендарный казахстанский альпинист, археолог, доктор исторических наук, первооткрыватель многих исторических мест Казахстана Алексей Николаевич МАРЬЯШЕВ (на снимке).
Его часто называли “человеком больших высот” в самом прямом смысле за то, что он был покорителем семитысячников Советского Союза, мастером спорта СССР по альпинизму, бесспорным патриархом этого вида спорта в Казахстане. Но не менее важна другая часть его жизни - научная. И здесь он тоже патриарх. Наверное, то, что Алексей Николаевич открывал и исследовал петроглифы, которыми так богато Семиречье, это безусловная любовь к горам и умение видеть окружающий мир во всем его великолепии, а не просто существовать в нем.
Марьяшев - автор 16 монографий (в соавторстве с другими учеными) о древних наскальных рисунках Казахстана. К примеру, “Наскальные изображения Южного Казахстана и Семиречья” изданы в Париже на немецком языке в 1998 году.
Марьяшев исследовал петроглифы Тамгалы в начале 80-х годов минувшего века. Он любил рассказывать о том, что узнал благодаря наскальным рисункам, во что верили древние жители степи, каким богам молились.
Редакция газеты “Время” выражает соболезнования родным, близким и ученикам Алексея Николаевича Марьяшева
Фото Виталия ДВОРЕЦКОГО