3557

Кто ищет, тот всегда найдёт

Как мы устраивали на работу через центр занятости двух соискателей 35 и 60 лет и кому из них повезло

Недавно, во время визита министра труда и соцзащиты Тамары ДУЙСЕНОВОЙ в Алматы, директор городского центра занятости Мейрам СУЮНДУКОВ докладывал: только за последний месяц удалось трудоустроить 100 человек. Мы с фотокорреспондентом нашли двух безработных и отправились в центр занятости, не предупредив о нашем визите, чтобы самим увидеть, как работают государственные программы занятости.

Знакомьтесь: соискатель №1 Серик БЕРИКОВ
Возраст: 35 лет.
Желаемая должность: руководитель отдела по логистике, специалист по таможенному оформлению.
Желаемая занятость: полная, вахтовый метод.
Желаемая зарплата: 350 тысяч тенге в месяц.
Серик просит не называть в газете его настоящего имени: ему стыдно что, имея два высших образования, опыт работы на международных промышленных объектах и продвинутый уровень английского языка, он безработный вот уже десять месяцев.
- Грузоперевозки значительно сократились, из-за кризиса люди меньше завозят товар из-за рубежа, - делится с нами Серик, объясняя, почему он попал под сокращение на прежней работе.
Серик обращался в районный центр занятости в родном маленьком городке, размещал резюме на разных сайтах по трудоустройству, но все безрезультатно. А работа нужна позарез: двое маленьких детей, жена в декретном отпуске, квартира в ипотеку на пять лет.
Мы вместе заходим в зал ожидания центра занятости, чтобы взять талон для соискателя. Перед нами примерно 15 человек. Направляемся в главный зал. С недавнего времени он поделен на две зоны: для соискателей и для работодателей. По задумке министерства это позволит сделать деятельность сотрудников центра занятости открытой, прозрачной и мобильной, нет больше необходимости ходить из кабинета в кабинет. Пока транс­формация охватила только три города: Алматы, Астану и Павлодар.
Мы специально пришли в обеденное время, чтобы проверить, работают ли сотрудники центра занятости без перерыва, как нам сообщали. Действительно работают, отлучаясь на обед по очереди, заменяя друг друга.
Своей очереди с талонами в руках ждут люди разного возраста и положения: от 18 до 60 лет, с детьми, на костылях. Но основной контингент соискателей - от 30 до 40 лет. Каждого здесь принимают примерно по 10-20 минут: зависит от того, принес ли соискатель с собой резюме или придется составлять его на месте, длинный ли у него послужной список или он вчерашний выпускник.
На табло загорается номер Серика. Наш безработный садится к оператору, который заносит все его данные в электронную биржу труда на сайте enbek.kz. Теперь Серик получает статус ЛИР - лицо, ищущее работу. Оператор отводит Серика в зону работодателей к важному человеку в костюме, который, пока мы там находились, ни разу не присел. Как позже выяснилось, это начальник отдела по поддержке работодателей центра занятости населения Алматы Даурен АКАТАЙ.
- На какую должность претендуете? Какую зарплату хотите? - обращается он к Серику и, выяснив, поручает подыскать ему вакансии.
Пока оператор просматривает базы вакансий, мы представились и разговорились.
- 1 ноября мы обновляли базу, и она показала: за последние два месяца мы трудоустроили около 400 человек, - делится новостями Даурен и объясняет: - Есть два варианта: человек, который ищет работу, может прийти, зарегистрироваться в зоне соискателей, тут же перейти в зону для работодателей, и ему подберут подходящие вакансии. Там уже по желанию он сам может связаться с работодателями или мы организуем им встречу. Другой вариант: соискатель может прийти, зарегистрироваться, а потом сразу уйти домой. В течение трех дней наш отдел должен подыскать ему вакансии и связать с работодателями. Но часто бывает так, что соискатели регистрируются как ЛИР, а потом, когда мы назначаем им встречи с работодателями, не приходят… Это человеческий фактор, тут ничего не поделаешь.
Серик встает из-за стола оператора и разводит руками: вакансий по его специальности сейчас нет.
- Почему нет? - интересуюсь я.
- В Алматы 62 тысячи компаний (большой, средний и малый бизнес), но только 2-3 процента сообщают нам о своих вакансиях, - объясняет Даурен. - А ведь согласно приказу министра в течение трех дней со дня появления новых рабочих мест работодатель должен подавать в центр занятости населения сведения о вакансиях, условиях труда и оплаты! Даже штрафы в размере 10 МРП их не пугают. Мы написали письмо в акимат Алматы с просьбой посодействовать. Один районный акимат сначала как-то зашевелился и помогал, а потом перестал.
Пока мы ведем разъяснительную работу: каждую неделю два сотрудника центра занятости выбирают 5-6 компаний, выезжают к ним, разъясняют и приезжают уже с вакансиями, которые мы тут же добавляем в базу.
Вот и Серику сотрудники центра занятости пообещали специально посетить компании по его профилю для сбора вакансий и что-нибудь ему подыскать. Еще предложили пройти тест по проф­ориентации и взять направление на бесплатное переобучение. Но Серик считает, что ему уже поздно переучиваться: два диплома в кармане! Подождет предложений от центра занятости.

Знакомьтесь: соискатель номер № 2 Александр Сабуров
Возраст: 60 лет.
Желаемая должность: художник, дизайнер, социальный работник.
Желаемая занятость: неполная, частичная.
Желаемая зарплата: 35-40 тысяч тенге в месяц.
Похожий на Карла Маркса Александр Васильевич делится с нами своими проблемами. Ему до пенсии еще три года, и если он не найдет официальную работу в ближайшее время, то будет получать минимальную, а на такую Сабуров не согласен. И так его семья выживает практически на 30 тысяч тенге в месяц.
- У нас погибла дочь, двое ее детей - 12 и 20 лет у нас на попечении. Жена на пенсии. Последние пять лет у меня только подработки. Тяжелой физической работой заниматься не могу, но могу рисовать, оформлять, помогать по хозяйству. В общем, работать руками.
- Как думаете, найдете здесь работу? - интересуюсь я.
- Если даже 35-летнему не нашлось вакансии, то у меня шансов мало, - обреченно говорит он. - Хочу вот пойти социальным работником в общественное объединение инвалидов “Аќниет ұмiтi”. Там и неполная занятость, и зарплата подходящая - 45 тысяч тенге. Идеальный вариант для меня. Но не знаю, примут ли.
А уже через 15 минут Александр Васильевич выходит к нам совсем с другим настроением: он показывает мне направление на работу с печатью и подписью и.о. руководителя. Та самая работа, которую он хотел!
- К нам иногда обращаются и люди пенсионного возраста, которые могут и хотят работать, - добавляет Даурен. - Хоть мы и не можем внести их в базу, но тоже пытаемся помочь.

Кстати

В рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы в центрах занятости населения Казахстана для безработных действуют:

1 Молодежная практика. Эта программа предназначена для безработных из числа выпускников казахстанских организаций образования, завершивших обу­чение не позднее чем три года назад, при этом они должны быть не старше двадцати девяти лет. Центр занятости населения заключает с работодателем договор на финансирование молодежной практики. Работодатель же на основе договора с центром занятости населения создает рабочие места (их количество не ограничено). При этом они должны соответствовать специальностям выпускников. Финансирование молодежной практики осуществляется из республиканского или местного бюджета: размер субсидии в месяц составляет 25 МРП. Работа по молодежной практике длится не более шести месяцев. Однако по инициативе работодателя сотрудник молодежной прак­тики может остаться и продолжить работу на освободившейся вакансии.
2 Обучение основам предпринимательства. В рамках проекта “Бастау бизнес” бесплатно пройти обучение могут безработные и самозанятые, имеющие предпринимательский потенциал и проживающие в сельских населенных пунктах и районных центрах. Участники программы обеспечиваются государственной поддержкой по оплате обучения и стипендией, а по итогам обучения им выдают сертификат.
3 Обучение специальностям. В разных регионах Казахстана они разные и формируются от спроса населения и соискателей. Например, в центре занятости Алматы действуют курсы для председателей КСК и для социальных работников. Обучение бесплатное и на время обучения даже назначают стипендию - 16 759 тенге. По окончании курсов выдают сертификат.
4 Субсидирование рабочих мест для инвалидов. 28 августа 2017 года вышел приказ министра труда и соцзащиты о субсидинировании рабочих мест для людей с особыми потребностями. Если компания создает для инвалида-колясочника рабочее место, то заработную плату ему выплачивают из республиканского бюджета. К примеру, на Алматы выделили 59 рабочих мест, на каждое дается примерно 177 тысяч тенге.
5 Общественные работы. Финансируются в пределах средств местного бюджета и средств работодателей по их заявкам. Участником общественных работ могут быть безработные, студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ в период летних каникул, лица, не обеспеченные работой в связи с простоем.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть