Вагонные сборы
Два месяца назад из Капшагая и Узынагаша в Алматы начали курсировать электрички. Даже субсидии на это выделили из бюджета. Чтобы посмотреть, насколько востребованной оказалась “электрическая” идея, мы решили прокатиться из Капшагая в южную столицу.
Это был как раз тот случай, когда бешеной собаке семь верст не крюк. В 4.30 утра мы с фотокором выдвинулись в сторону отечественного Лас-Вегаса на машине, чтобы в 5.45 оказаться на железнодорожной станции Капшагай. Именно утренний рейс мы выбрали для чистоты эксперимента. Запустили ж/д транспорт для того, чтобы жители пригородов плюнули на свои машины и добирались на работу/учебу/по делам в Алматы на поезде. Курсирует капшагайская электричка несколько раз в день: время отправления в южную столицу - 5.45 и 15.45, обратно от вокзала Алматы-1 к “морским” берегам - в 13.27 и 20.17. Предполагаю, что больше всего народу будет именно утром и вечером. Поэтому спозаранку мы здесь.
В первом вагоне (всего их шесть) нас двое, еще человек пять-шесть рассыпаны в оставшихся. Мягкие, довольно удобные кресла, теплынь, обращаю внимание, что в тамбуре даже туалет есть.
В этот момент электричка, в которой набирается с десяток пассажиров, отъезжает. Правда, совсем скоро мы понимаем, что большинство жителей Капшагая садятся не на конечной станции, как мы, а на следующей, возле автовокзала. Народу становится больше, мы уже не одни.
- Недалеко от автостанции расположены микрорайоны. Тем, кто там живет, удобно, можно спокойно пешком дойти, - объяснил нам парень, который только что сел в электричку.
Едем дальше. Появляется кондуктор с терминалом “Оңай!” - точно такие же стоят в алматинских автобусах, с их помощью водители продают разовые билеты. Но тут он стоит не 150 тенге, а 80 (!) - всего-то.
По пути в Алматы девять станций. Судя по всему, самая популярная - Жетыген. Здесь после остановки наш вагон уже не кажется таким сиротливым - входит довольно много народу. Есть пассажиры и на станции Байсерке. В кресле рядом со мной устраивается женщина лет шестидесяти.
- Вы часто ездите на этой электричке? - интересуюсь по-соседски.
- Примерно неделю назад о ней узнала, хотя живу недалеко от станции, - поддерживает она разговор. - Удобно. Раньше я на автобусе в Алматы добиралась, но там такая толчея. А зимой вообще проблемы начнутся, так что я точно будут ездить на электричке. Таксисты, которые едут в город, просят 500 тенге с человека - каждый день не напасешься, а здесь проезд стоит всего 80 тенге, сами же знаете. Но вот вечером все равно возвращаюсь на автобусе: обратно поезд едет после восьми часов вечера. Для меня это поздно.
Время в пути составило полтора часа.
В день торжественного запуска электричек из Капшагая и со станции Казбек бек (Узынагаш) замакима Алматы Мурат ДАРИБАЕВ витиевато рассуждал о том, что “здесь не экономическая целесообразность, а скорее экологическая: снижение транспортной нагрузки... Более 200 тысяч машин ежедневно въезжает в город, и это, естественно, отражается на экологии. На 2017 год акиматом Алматы выделены субсидии в размере 340 миллионов тенге. Этот проект, по крайней мере, на ближайшие пять лет просчитан, частный инвестор вкладывает, приобретает составы, а город субсидирует перевозки”.
Сколько областных машин въезжает в город - вопрос открытый. Из уст городского начальства звучит то 200, то 250, а порой и 300 тысяч автомобилей - никто до сих пор так и не озадачился узнать более-менее точную цифру. Зато количество пассажиров, встретивших вместе с нами утро под стук колес, я вычислила на раз: на подъезде к Алматы прошла по всем вагонам и подсчитала их по головам - 134 (плюс-минус несколько человек - мало ли, может, кто-то вышел раньше).
Маловато. И вроде все есть: буфет в последнем вагоне, кресла со столиками, как в современных скоростных поездах, кондиционер. А народу... Негусто для улучшения экологической ситуации, про экономику я вообще молчу - эффект-то, как нам уже сказали, не в ней.
- В сутки электричкой, которая идет из Капшагая в Алматы, пользуются от 300 до 500 человек, - прокомментировал нашей газете генеральный директор пассажирской компании “Туран-экспресс” Роман БОТАБЕКОВ. - Сидячих мест около 300 (этого мало, поэтому я заказал еще два вагона на 250 человек). На прошлой неделе мы скорректировали расписание, добавили несколько станций, и поток пассажиров увеличился - раньше людей было еще меньше. Электричка из Узынагаша более востребована - ею только утром пользуются примерно 250-300 человек. Мы пытаемся сделать все, чтобы оба направления стали более популярными. Сейчас будем оборудовать остановки на мелких станциях и разъездах. Через неделю-полторы от вокзала Алматы-1 до Алматы-2 и до станций метро запустим наши автобусы, которыми смогут воспользоваться пассажиры электричек. Людям будет удобнее добираться до места работы или учебы, и их станет еще больше. Сейчас мы проводим активную информационную кампанию в тех населенных пунктах, через которые едут эти поезда, чтобы люди знали, что у них есть возможность доехать до Алматы за 80 тенге.
- Вам не кажется, что 300, даже 500 пассажиров в сутки, которые сейчас едут из Капшагая, это очень мало? Как они могут повлиять на экологию?
- Считайте, это 250-300 машин, которые не заедут в Алматы только с этой стороны. Это в том числе и таксисты, теперь они могут заниматься подвозкой людей из сел, расположенных недалеко от железной дороги, к станциям. Им будет выгоднее - бензин сейчас дорогой, трасса скоро станет платной...
- Сколько людей должны пользоваться каждой из этих электричек? На какие цифры вы рассчитываете?
- От одной до трех тысяч человек в сутки в каждом направлении. Все зависит от того, сколько пассажиров мы наберем. Тогда можно будет увеличивать и частоту рейсов. К тому же в электричке можно не только сидеть, но и стоять, особенно тем, кто едет от прилегающих к Алматы станций, как Байсерке например. Проблема в том, что многие люди до сих пор не знают о том, что есть такая электричка.
- Может быть, люди уже привыкли ездить на машинах и им сложно от них отказаться?
- Нет, я так не думаю. Ситуацию можно изменить. Такого проекта, как наш, еще не было. На пригородных перевозках пассажиропоток нарабатывается годами, а мы только в начале пути. Людям, которые уже пользуются нашими электричками, нравится, и, думаю, постепенно их будет становиться все больше.
В понедельник транспортники установили своеобразный рекорд: за сутки на электричке из Капшагая проехало 735 пассажиров, из Узынагаша - 864.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы