Не проезжайте мимо!
По статистике каждый пятый гость, посещающий нашу страну, обязательно приезжает в южную столицу. Управление туризма и внешних связей Алматы решило составить портрет туриста, побывавшего в мегаполисе. Исследование будет проводиться совместно с Всемирной туристской организацией (UNWTO). Об этом вчера на пресс-конференции рассказали эксперт по туризму программы UNWTO Николаус ГОЛФИНОПУЛОС, директор туристского информационного центра Асель НУРКЕБАЕВА и руководитель управления туризма и внешних связей Ерлан ЖАЙЛАУБАЙ.
Алматы богат археологическими, историческими и архитектурными памятниками, а также красивыми природными местами. Кроме того, в городе развит гастрономический и медицинский туризм.
В 2016 году мегаполис посетило около 800 тысяч туристов, из них 308 тысяч въездных и 485 тысяч внутренних туристов.
- Сейчас мы считаем туристов только по данным, которые предоставляют гостиницы, хостелы, - рассказывает Ерлан Жайлаубай. - И это далеко не точный учет. Многие гости останавливаются у родственников или снимают квартиры. Мы решили обратиться во Всемирную туристскую организацию, чтобы провести исследования по этому вопросу и создать портрет туриста в алматинском кластере. Сейчас многих интересует история, в том числе Великого шелкового пути. Все знают, что часть его проходила через Алматы, например нынешние проспект Райымбека и улица Тимирязева были ключевыми путями, через которые шли караваны.
- Но не этим же вы собираетесь заманивать туристов?
- Конечно нет. В мегаполисе много интересных мест, которые давно известны. Есть и совершенно новые. К примеру, на территории Атлетической деревни создан арт-центр, где есть музей, центр ремесленников. Здесь проводятся мастер-классы по войлоковалянию, чеканке, гончарному делу и другим национальным видам искусства.
Сейчас в разработке у нас несколько проектов. В поселке Боралдай планируем открыть музей под открытым небом Сакские курганы, а на территории “Казахфильма” создать этноленд, где можно будет познакомиться с историей, культурой, бытом не только казахского народа, но и других национальностей, проживающих в республике.
- По какому принципу будет составляться портрет туриста?
- Давайте на этот вопрос отвечу я, - подхватывает беседу Николаус Голфинопулос. - В рамках проекта мы планируем проводить анкетирование и интервью с гостями в ключевых туристских местах - городе, аэропорту. Кроме того, планируем задействовать туроператоров и гидов. Основными вопросами будут: как предпочитает путешествовать человек - сам или в коллективе? что он знает об Алматы? какие источники информации использует? что бы хотел увидеть в мегаполисе и где побывать?
Журналисты, конечно же, задали вопрос, насколько дорогой этот проект, но, к сожалению, ответа не получили.
- Это конфиденциальная информация, но скажу, что проект недешевый, - ответила Асель Нуркебаева. - Думаю, что потраченные средства окупятся. Исследование имеет большое значение для развития туризма в регионе и раскрытия огромного потенциала индустрии путешествий в Казахстане.
- Туристы из каких стран больше всего интересуются нашим государством?
- Китай, Россия, Индия, Иран, Ближний Восток, Южная Корея. В последнее время возрос интерес у туристов из США, Германии и Великобритании. Наш туристский информационный стенд проводит работу со всеми международными ассоциациями, организациями, занимающимися туризмом. К примеру, на одном из известных порталов глобальный интерес к Алматы составил почти 800 тысяч посещений. По сравнению с прошлым годом это на 200 тысяч больше. Исследования, в частности, проводятся и для того, чтобы понять, сколько туристов можно принять одновременно на территории Алматы и агломерации. Такой статистики сейчас нет. По официальным данным, у нас более 165 гостиниц, из них всего шесть пятизвездочных, определенное количество четырех- и трехзвездочных.
- Существуют ли в городе центры, где турист может получить всю информацию по проживанию, питанию, транспорту?
- На данный момент в аэропорту есть стойка нашего центра, где любой может получить ответы на эти вопросы. Мы бесплатно раздаем карты и путеводители. Планируем поставить инфостойки на вокзалах, а также открыть инфокиоски. Один, скорее всего, будет на пересечении проспектов Абая и Достык. Мы проводили исследования и выяснили, что там наибольшее скопление иностранных гостей. Второй - на улице Панфилова.
- Кроме того, для осведомленности и удобства нахождения туристов в городе будут созданы система городской навигации к объектам городских достопримечательностей и мобильная версия путеводителя города на трех языках, запланировано обустройство пеших троп в горах, - продолжает Ерлан Жайлаубай. - Конечно, еще предстоит немало работы, но мы делаем все, чтобы гости оценили привлекательность города и захотели снова вернуться к нам.
Только цифры
В Алматы функционируют порядка 166 мест размещения, 569 работающих туристских организаций, 2076 объектов общественного питания, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок.
Наша справка
Согласно концепции развития туристской отрасли до 2023 года планируется создание шести региональных культурно-туристских кластеров: “Астана - сердце Евразии”, “Алматы - свободная культурная зона Казахстана”, “Жемчужина Алтая”, “Возрождение Великого шелкового пути”, “Каспийские ворота”, “Единство природы и кочевой культуры”.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы