Кукол дёргают за нитки...
Кого и чего только не было в Астане этим летом! Не хватало лишь кукол. И вот на этой неделе столица стала местом встречи именитых кукольников из 25 стран. С 1 по 8 сентября здесь проходит Неделя кукольных театров, где все от начала до конца - ручная работа. Этот карнавал марионеток сломал стереотип о том, что кукольное искусство только для детей.
Кукольники из Чили и Аргентины, Японии и Турции показывали экзотику, из России - вечную классику, европейцы - ультрасовременные спектакли, например, под такими названиями: “Жизнь в пластиковых пакетах”, “Кнопка в моей голове”, “Три хрок-н-ролльных поросенка” и т. д. С утра до вечера все восемь дней марионетки “играли” на сцене кукольного театра Астаны и под открытым небом в столичном парке.
Сегодня многое изменилось в театрах. Если 30 лет назад детей младше 5-6 лет на кукольное представление не пускали, то сейчас дети ходят с 2,5 года (на билетах постановок Недели так и написано +2,5). И малыши могут по своему выбору сидеть на стульях, на ковре или на подушках, и здесь нет строгих правил поведения: дети могут прилечь, встать или подойти к сцене.
Сегодня в детские спектакли все больше включают элементы интерактивных игр. К примеру, на субботней сказке “Аленький цветочек” частного театра кукол Санкт-Петербурга Пелагея-ключница не только рассказывала со своими куклами фольклорные прибаутки, но и приглашала детей на сцену, включая их в игры, фокусы или в действие героев. Спектакль в России получил две премии “Золотой софит”. За сыгранную в этом моноспектакле роль актриса Ольга ДОНЕЦ была удостоена звания “Лучшая актриса”.
- Мы любим играть для самой честной и отзывчивой публики на свете - для детей! От них такой заряд энергии! Дети всегда остаются после спектакля, чтобы поговорить не со мной, они меня даже не замечают, а с куклами, дети им верят. И это придает нам столько творческих сил! - рассказала Ольга Донец за кулисами после спектакля.
А в будни санктпетербуржцы показали одно из самых мистических произведений русской литературы - “Пиковую даму”. Это, кстати, единственный спектакль для взрослых на этом фестивале. Отличная режиссерская находка - увидеть на сцене самого Пушкина, Гоголя, Достоевского и Некрасова за ломберным столом, тех еще азартных игроков, за которыми и наблюдает главный герой Германн. Спектакль получился очень эмоциональным. Зрители просто забыли, что перед ними марионетки, и искренне переживали за героев.
В этом театре ставят только классику, и, вопреки общему мнению, что она скучная, у них все спектакли проходят с аншлагом.
- У нас дети исследуют новое, а взрослые переосмысливают давно известное. На подготовку одного спектакля уходит два года: продумать сюжет, создать кукол, привыкнуть к ним, чтобы стать с ними единым целым... И потом, классика настолько глубокая, в ней всегда много слоев, она не может набить оскомину. Бывает, вскрываешь три-четыре слоя, а во время показа неожиданно открывается еще несколько, - рассказывает основательница этого театра режиссер и художник Анна ВИКТОРОВА.
Каждый театр завлекает зрителей по-своему. Вот частный театр кукол из Бельгии привез необыкновенный спектакль “Утси-путси”, в котором совсем нет кукол и слов, но есть фантазия и юмор. На сцену выходят мужчина и женщина из клининговой компании и просто начинают уборку, а в процессе оживают то швабра, то пылесос, то ершики для уборки пыли. Все разговоры на понятном языке: например, “вжик-вжик” говорит швабра, а еще интернациональные чмоканье, чавканье, звуки животных, музыка и ритм… И этот спектакль покорил сердца детей во многих странах мира.
- Для нас куклы - это лишь инструменты, как в оркестре скрипки или кларнеты. Самое важное - это история, если она захватывающая, тогда и не будет проблем с нехваткой зрителей! Вдохновение возникает неожиданно. История об оживающих принадлежностях для уборки возникла после того, как я увидел, как моя трехлетняя дочь играла с тарелкой супа: она водила по ней ложкой и издавала звуки машины “Брррр”. Вот тогда я понял, что когда ребенок витает в своей фантазии, он не замечает посторонних предметов - ни супа: ни тарелки с ложкой, а видит только свою машину и свой придуманный мир. И тогда я решил, что, на сцене это можно претворить с подручными материалами, - рассказал генеральный директор бельгийского театра Ронни АЛЬБРЕХТ.
Кстати, в его небольшом театре на 50 мест работают всего три актера, а билет на представление стоит 2500 тенге. Но помимо выручки от продаж они опираются на хорошую господдержку из нескольких источников.
Кукольный театр Астаны тоже пошел на поводу времени и вкусов публики, добавив в эклектику современную попсу. В народной сказке “Ер-тостик”, которую показали в первый день карнавала, главный герой исполняет не только айтыс, но и рэп. И это публике понравилось.
Между тем на фестиваль прибыл единственный театр теней. Нет, не из Поднебесной, а из Турции. Турецкий теневой театр “Карагез” имеет древнейшую историю с XVI века, он до сих пор хранит все вековые традиции даже в ущерб интересам публики. Свое название театр получил от главного героя Карагез, который участвует во всех его спектаклях и является воплощением народного юмора и смекалки, эдакий Алдар Косе или Петрушка.
- Наш театр был на пике популярности в XIX веке. Конечно, сегодня к нам приходит все меньше людей, мы кажемся немодными, потому что не используем западные приемы, но мы храним культурное наследие. Мы спокойно играем даже для пяти человек в зале, это для нас не проблема. Сегодня больше ездим по фестивалям, - говорит основатель, режиссер и единственный актер театра “Карагез” Сухель УНВЕРИН.
Кукольный спектакль - это все еще кладезь нравственности, эмоций, художественного вкуса и грамотного языка. И это в миллионы раз лучше пассивного впитывания всякой чуши из бездушного телевизора. Однако трудно поставить хороший спектакль и заинтересовать зрителей, если не имеешь финансирования. За рубежом кукольным театрам помогают спонсоры. Даже у ближайшего соседа - России - государство и бизнес включились в культуру…
- Мы ушли из государственного театра и открыли частный, чтобы было больше свободы и возможностей творить. Вначале было очень тяжело, все средства уходили на аренду помещения, и мы были уже на грани закрытия, - рассказывает Анна Викторова. - В последний момент нам позвонили из комитета по культуре и сообщили, что из КУГИ получен список пустующих помещений нежилого фонда, которые могут быть приспособлены под репетиционную базу или даже под сценическое пространство. И у нас появилось собственное помещение. Театрам нужна государственная поддержка и реклама.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана