С лопатой наперевес
В пятидесяти километрах от Алматы стартовала уникальная народная археологическая экспедиция. Посвящена она памяти удивительного человека - Бекмуханбета НУРМУХАНБЕТОВА, который обнаружил Золотого человека, ставшего символом независимого Казахстана.
Мы проезжаем город Есик, затем село Рахат и здесь, в стороне от дороги, находим бивуак археологов. Брезентовая выгоревшая палатка и юрта, самодельный умывальник, два самовара и казан с простой едой для обеда. Официальные заявки на участие к началу экспедиции подали примерно пятьдесят человек. Но приехать сюда может любой желающий. Каждому найдется место в палатке и лопата, достанется дым костра, вечерние байки и еда из общего котла. В первый день лопат оказалось даже меньше, чем желающих копать. Поэтому работали по очереди, сменяясь, подшучивая, пьянея от запаха земли и костра.
Народная экспедиция всю неделю будет раскапывать небольшой курган - несколько метров в диаметре и полтора в высоту. Он датирован IV-V веками до нашей эры и на первый взгляд не подвергался разграблению - на поверхности не видно характерных воронок. Впрочем, воры предпочитают большие курганы, а этот скромный холмик интересен лишь профессионалам. Ученик Нурмуханбетова археолог Туралы ТУЛЕГЕНОВ утверждает, что энтузиастам после этой акции найдется место и занятие на раскопках. Археологи всегда рады волонтерам, а курганов в степи много…
Через центр холма проходит крестообразная разметка - здесь землю трогать нельзя. Нельзя и сдвигать камни, которые находятся сразу под дерном. Мы начинаем копать от краев и медленно продвигаемся к вершине. Слой дерна совсем небольшой - в полштыка лопаты, и в стороне постепенно растет холмик снятой нами земли. Курган вскоре обнадежил нас первой находкой - небольшим керамическим черепком. На следующий день появятся и монеты, почему-то датированные началом прошлого века. Самая кропотливая часть работы - очищение камней от земли. Делать это предстоит после того, как курган обнажится, и уже при помощи щеток, а не лопат. Зато во время работы можно узнать много интересного. Например, Алия ХУСАИНОВА, геофизик по образованию, сейчас на пенсии и увлечена космоэнергетикой. Она уже просканировала этот холм и может сказать, что особо ценными находками он не удивит. Но лето может оказаться щедрым на открытия, если казахстанцы активно включатся в движение народных археологов.
- Мне кажется, что всем нам надо чаще брать в руки лопаты, - смеется Алия. - Деревья сажать или реализовывать глобальные проекты. Например, я не считаю утопией идею о том, что проложенный в горах в подходящем месте сквозной тоннель избавит наш город от смога, на который мы жалуемся. Посмотрите, сколько человек живет в Алматы! Вместе мы сила - если каждый хоть ненадолго возьмет в руки лопату, то мы будем жить в раю.
Совсем рядом от этого места находится небольшое кладбище. Именно там стартовала народная экспедиция. Прежде чем вскрывать древний курган, все участники отдали дань памяти на могиле Бекмуханбета Нурмуханбетова. Он это место присмотрел еще при жизни, шутил, что отсюда будет наблюдать за своими учениками, и просил не делать дорогого надгробия. Предпочел захоронение, подобное тому, с которыми работал всю жизнь: холм земли, закрытый панцирем из камней, который постепенно подернется травой и станет частью пейзажа.
- Я теперь понимаю, что он действительно был баксы и умел общаться с миром духов, - говорит сын археолога и продолжатель его дела Мирас НУРМУХАНБЕТОВ. - В детстве мы слышали от него много мифов и историй, но не всегда верили в них. Одно помню точно: он рассказывал, что к нему во сне приходили кошка с собакой и давали советы в самые сложные времена. Когда мы перебрались в Есик, то, живя в частном доме, естественно, завели и кошку, и собаку. Отец как-то признался, что это те самые, что приходили к нему во сне. Значит, все правильно, значит, именно здесь его место на земле.
У Бекмуханбета родились четверо сыновей. Сейчас живы трое из них: Мирас - в прошлом археолог, ныне журналист; Арман - в прошлом журналист, сейчас культуролог, специалист по тенгрианству; Бекбол - дизайнер. Все они привыкли, что лето проходит в поле, на раскопках.
- Меня с трех месяцев брали с собой, потому что выезжали всей семьей, - говорит Мирас. - И всегда так было: наступает лето, все дети едут в лагерь, а мы - в поле. Один раз я попробовал отправиться в лагерь с одноклассниками, но не выдержал: там надо было ходить строем… А с папой мы не только занимались раскопками, но и доказывали, что это ценные памятники истории, что их надо охранять. Раньше народ не очень понимал это. На нашей памяти один руководитель хозяйства из кургана сделал силосную башню.
Народ на раскопках собрался разный и интересный. Семьи с детьми, любители приключений, обычные горожане. Кто-то приехал за впечатлениями, кто-то - чтобы таким образом помянуть замечательного человека. В какой-то момент на кургане, подобно миражу, возникает Мод - покрытый татуировками швед, утверждающий, что он самый настоящий кочевник: “Тор энд Тенгри… сим-сим”. Понять можно и со слабым английским, мол, Тенгри и Тор - разные названия одного бога. Никто и не спорил.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Надежды ПЛЯСКИНОЙ, Алматы,
Из нашего досье
Бекмуханбет НУРМУХАНБЕТОВ - археолог, обнаруживший захоронение с Золотым человеком.
Добился создания музея на месте кургана.
До последних дней жизни работал и общался с посетителями музея.
12 июня исполнится год, как умер Бекен-ага.
Народная экспедиция приурочена к его дню рождения - 17 мая, а также к Международному дню музеев - 18 мая.
Сыновья археолога просят всех казахстанцев присылать фотографии, эссе, воспоминания, видеоматериалы, посвященные Бекмуханбету Нурмуханбетову.