1534

Что наша жизнь? Игра!

 

На днях в Алматы состоялся необычный турнир по боулингу: кто самый меткий, выясняли звезды казахстанской эстрады, врачи-трансплантологи и люди, живущие с пересаженными органами. 

Конечно, дело здесь было не в состязании: в своем главном соревновании - за жизнь - некоторые из участников уже победили. Причем в таком соперничестве, что боже упаси. Собрались они ради того, чтобы еще раз сказать, насколько важно развивать посмертное донорство, к которому большинство казахстанцев по-прежнему относится настороженно. Их пример - живое тому доказательство. Они создали общественное объединение трансплантированных больных “Оныр тынысы” и теперь пытаются помочь тем, кто еще ждет... 

Ветеринарный врач из Талгара Алматинской области Булат ИСАЕВ был вторым человеком в Казахстане, которому сделали пересадку сердца. Произошло это в 2013 году.
Диагноз кардиомиопатия мужчине поставили 11 лет назад. Не буду вдаваться в медицинские тонкости, скажу одно: врачи честно предупредили - жить осталось год-два, не больше. Поможет только пересадка сердца. Булат протянул семь лет.
- Я рекордсмен и везунчик, - сегодня смеется он.
А тогда... Что было тогда, сильный мужчина, которому сейчас чуть за пятьдесят, вспоминать не любит. Можно только попытаться влезть в шкуру человека, который живет и прекрасно понимает, что этот день может стать для него последним.
- Иногда я думал: неужели эта осень будет последней? Или просыпался с мыслью: увижу ли я завтра небо?..
А то, что было потом, иначе как мистикой не объяснишь: в тот день, когда его лечащие врачи сообщили мужчине, что больше ничего сделать не могут, раздался звонок из НИИ кардиологии в Астане.
- Вы Исаев? - спросили на том конце трубки.
- Я.
- Да мы с полицией вас ищем.
Как оказалось, столичные кардио­хирурги уже были готовы сделать Булату пересадку сердца - появился донорский орган. Уже потом мужчина выяснил: в то время, когда он летел в самолете из Алматы в Астану, его сердце (“Теперь же оно мое”, - замечает Булат.) двигалось по тому же маршруту. Если бы не было той операции, мужчина бы прожил еще месяц-два - его родное сердце стало таким большим, что больше напоминало футбольный мяч. Что он знает о том человеке, благодаря которому живет на этом свете? Мужчина. Алматинец. Ровесник Булата.
- Я не знаю, кем он был и в какого Бога верил. Захожу в мечеть и молюсь за упокой его души, а в церкви ставлю за него свечку, - признается Исаев. - А еще, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо его близким: благодаря их поступку я живу на этом свете.
История еще одного участника турнира алматинца Олега ЭЛЬЗЕССЕРА - 13 лет борьбы за жизнь. В 2003-м - первый обширный инфаркт, сложнейшая операция по шунтированию сердца. В 2013 году - второй инфаркт.
- Как я себя тогда чувствовал? Да ужас просто. Считай, что сердца у меня уже не было, - грустно улыбается он. - Наши врачи сказали: “Поезжайте в Москву”. И я поехал. А там после обследования услышал: “Мы ничего не можем сделать”.
Что ему тогда оставалось делать? Как и в ситуации с Булатом, Олегу тоже помог случай. Одна из его знакомых, врач по профессии, показала историю болезни Олега главному кардиохирургу Казахстана, который первым сделал операцию по пересадке сердца, Юрию ПЯ. Тот заинтересовался.
- Среди документов - моя выписка из Москвы, а фамилии в ней такие: Ренат АКЧУРИН (известнейший российский кардиохирург, оперировавший Бориса ЕЛЬЦИНА. - О. А.), ЧАЗОВ (Евгений Иванович, личный врач Леонида БРЕЖНЕВА и еще нескольких генсеков. - О. А.). И эти люди расписываются в том, что помочь мне невозможно. Видимо, у Пя появился профессиональный интерес. Он вызвал меня в Астану. Поговорили. Я прошел обследование. И тогда он мне сказал: “Будешь жить”. Знаете, я стал возражать: мол, уже приготовился к худшему, не обнадеживайте. А Юрий Владимирович повторил: “Я же сказал - будешь”. В общем, пошел на принцип.
Полтора года Олег жил только благодаря аппарату “Искусственное сердце”. Потом перестал помогать и он - организм практически на глазах стал рассыпаться: месяц дома - столько же в больнице.
- Потом я стал умирать. Все было плохо, - мужчина, всю жизнь проработавший инженером, говорит об этом с поразительным спокойствием. - Это было в 2015 году. Меня вызвали на пересадку сердца - был донор, но в последний момент кто-то из родственников того человека написал отказ. Тут у меня совсем опустились руки.
И снова - чудо. Иначе как назвать то, что уже через три дня появился еще один донор - это при том, что в год их может быть от силы несколько десятков. Олегу сделали операцию. Без нее жить ему оставалось несколько дней - на тот момент его сердце превратилось в тряпку.
- Тогда сами врачи удивлялись: “Что это было?” - улыбается Олег. - Знаете, я тогда ответил: “Боженька с Аллахом сели и решили помочь”. Я немец по национальности, сердце мне пересадил в Казахстане врач-кореец, ухаживали за мной медсестры-казашки, а донором стал русский парень, который погиб в драке.
…Самыми лучшими игроками в боулинг оказались врачи, на втором месте - селебритиз Гуля ТУЛЕГЕНОВА, Айжан НУРМАГАМБЕТОВА, ТУРАР, замкнули тройку наши герои, команда пациентов. Но это неважно - свою главную победу они уже одержали.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть