3879

Как живёшь, сосед?

Наш корреспондент проехал через весь Китай по новому Шелковому пути

“Испытание Китая” - так организаторы - пресс-канцелярия Госсовета КНР - назвали программу для казахстанских журналистов. Поначалу я решила, что название стилистически хромает: лучше было бы “Прикоснись к Китаю” или “Открытие Китая”. Но вскоре поняла, что название пресс-тура - в самую точку, это настоящее испытание: за 10 дней мы проехали три провинции, пять городов, в каждом из которых посещали по пять-семь компаний и проводили по нескольку встреч и интервью в день и благодаря поминутно расписанному графику успели подробно ознакомиться с достижениями современного Китая. Было чему удивляться - и не только в производственной сфере.

Пекин: охотники за мусором
Пекин - отправная точка нашего маршрута. Был выходной день, и мы просто отправились посмотреть центральную площадь Тяньаньмэнь и полюбоваться Запретным городом, где находится императорский дворец. Чтобы войти на площадь, нужно отстоять очередь: всех проверяют на металлоискателе. Народу - как в автобусе в час пик, порой приходится двигаться плечом к плечу: сказываются школьные каникулы и время отпусков. Удивительно, но при этом вокруг чистота. Неужели все эти десятки тысяч людей такие сознательные? Но вот кто-то бросил обертку от мороженого… Откуда ни возьмись тут же на мини-скутере налетел парнишка в униформе, с ходу подхватил бумажку щипцами и закинул в корзину. Целые отряды таких мобильных мусорщиков работают в местах массового скопления людей. Они юрко передвигаются по площади, вооруженные щипцами, метелкой, совком и корзиной для мусора. Вот и секрет чистоты: в центре китайской столицы не ждут вечера, чтобы убрать мусор - ему просто не дают скопиться.

Чженчжоу: бешбармак по-китайски
В среднем течении реки Хуанхэ на просторах Центральной китайской равнины находится самая густонаселенная провинция Хэнань (107 млн. человек) и ее центр - город Чженчжоу. Мы домчались сюда на высокоскоростном поезде, который летит со скоростью около 300 км/ч. Эти места считаются колыбелью китайской цивилизации: здесь была найдена первая стоянка человека на территории Китая, здесь возникла китайская письменность - первые иероглифы были изображены на панцире черепахи, здесь появилась первая императорская династия Китая. В Хэнани находится монастырь Шаолинь и зародились ушу, тайцзи и кунг-фу.
Но не только богатой историей знаменита провинция Хэнань: сейчас тут усиленно развивают автомобильную промышленность, производство сложного оборудования и электроники. В Чженчжоу находится компания “Юйтонг”, которая уже четыре года подряд занимает первое место в мире по продажам автобусов (по улицам наших городов тоже бегают их средства передвижения). Чженчжоу - крупный логистический центр: согласно программе “Один пояс - один путь” здесь построили международный сухопутный порт, откуда по новому Шелковому пути идут грузовые поезда в Европу через Казахстан, а один рейс в неделю - Чженчжоу - Алматы.
Кстати, провинция Хэнань еще и крупнейший поставщик продовольствия для всей Поднебесной. “Наша лапша самая лучшая во всем Китае, потому что у нас растет самая качественная пшеница”, - сказала за обедом госпожа ЧЖОУ Сяофен из местного акимата, подкладывая мне традиционное местное блюдо хуйме. Это самое хуйме немного напоминает наш бешбармак - с мясом, грибами и тремя видами лапши. Кроме традиционных бешбармачных сочней здесь присутствует рисовая стеклянная лапша и тонкая пшеничная. Из всей китайской экзотической еды это блюдо выглядит наиболее привычно. И бульончик вкусный.

Ухань: альма-матер для премьера
Прибыв в центр провинции Хубей город Ухань, мы сразу же отправились в местный университет. Ему 123 года, здесь учатся 50 тысяч студентов, в том числе 2 тысячи иностранных. Он расположился на берегу озера, учебные корпуса прячутся среди деревьев, как в лесу - красота неописуемая! Студенты на каникулах, и на территории университетского городка довольно безлюдно. Нас встречает начальник отдела пропаганды университета ЧЖАН Фа Ли и ведет на юридический факультет. Здесь в центральном холле, где обычно висят фотографии лучших выпускников, нас подводят к стенду. Ба, знакомое лицо - это же казахстанский премьер-министр Карим МАСИМОВ!
- Господин Масимов - символ связи Казахстана и Китая, - с гордостью говорит Чжан Фа Ли. - В 1989 году он поступил в наш университет, изучал международное право. После окончания университета несколько раз приезжал к нам. Он прекрасно говорит по-китайски, например, на одной из научных конференций выступал на китайском языке. Благодаря господину Масимову наш университет наладил программы по обмену студентами с тремя казахстанскими вузами. Сейчас у нас учатся 139 казахстанцев, а всего за три года прошли обучение почти 2 тысячи ваших студентов. Они обычно выбирают экономические и юридические специальности. Казахстанские студенты очень активные и общительные.
- А как учился господин Масимов? Какие оценки получал? Лекции прогуливал или нет?
- Я тогда здесь еще не работал, но знаю, что четырехлетний курс он окончил за три года, а это под силу только хорошему студенту. Здесь уже не осталось преподавателей, которые его учили. Один из его преподавателей сейчас работает в Госсовете КНР. Мы называем господина Масимова “наш брат”, он очень много делает для сотрудничества наших стран.
Кстати, всего в Китае сейчас обу­чаются 16 тысяч студентов из Казахстана. Кто знает, может, среди них есть будущий премьер?

Чунцин: самый большой город
Составители рейтингов самых крупных городов, судя по всему, безнадежно отстали, перечисляя в начале рейтинга Шанхай, Пекин, Карачи. Самый большой город в Китае сейчас Чунцин с населением 34 млн. человек, и, судя по всему, в мировом топе впереди него только Токио с 37 млн. Даже представить сложно такой человеческий муравейник: я ожидала увидеть людское столпотворение, каменные джунгли, километровые автомобильные пробки и плотный занавес смога над городом.
Ошиблась.
Оказывается, такие огромные города могут быть комфортными для жизни. Жилые микрорайоны из новеньких 55-этажных зданий удачно вписаны в ландшафт: с одной стороны холм, с другой - речка, вокруг парк - одним словом, сплошной фэн-шуй! Широкие дороги с трехуровневыми развязками и множеством мостов не создают препятствий для автомобильного потока. Здесь в отличие от других городов Китая очень мало велосипедистов на дорогах -
из-за гористой местности для них передвижение затруднительно. Но все транспортные проблемы решает городская монорельсовая дорога, которую построила и обслуживает государственная корпорация “Метро Чунцин”. Бесшумные поезда мчатся по эстакадам среди зданий на уровне седьмого-девятого этажей, время от времени ныряя в тоннели и двигаясь под землей (не обходить же очередной холм). Очень много зелени, все деревья молодые и ухоженные. Даже под развязками и эстакадами заботливо высажены какие-то кустики. В павильоне планирования и развития Чунцина на интерактивной карте города нам показали, как тщательно спланирован город: думаю, благодаря этому и удалось создать комфортную для человека среду обитания. Здесь не теснятся вокруг одного престижного центра: город растет вширь, у каждой зоны свои функции. Так, кластер интеллектуальной промышленности и высокотехнологичных производств, на который сейчас делают особый упор, перемещается в новый район государственного значения Лянцзян. В Чунцине производят треть всех ноутбуков в мире, а по выпуску ветрогенераторов местная компания “Хайчжуань” занимает 10-е место в мире. Кстати, из 500 самых крупных промышленных предприятий мира 128 находятся в Чунцине. Это автономный город центрального подчинения.
Конечно, на вокзале, в аэропорту или вечером на набережной Янцзы возле живописного торгово-ресторанного комплекса в старинном китайском стиле “Хунь Я” собирается много народу. Но миллионный город не давит и не угнетает: мне удалось побродить почти в уединении, взглянуть на город с живописного холма, полюбоваться слиянием двух рек близ большого театра Чунцина… И остальные 34 миллиона человек мне совсем не мешали.

Чэнду: родина большой панды
Эти милые мишки тут повсюду: на плакатах и в сувенирных лавках, на футболках и логотипах компаний. Здесь, в провинции Сычуань, сохранились дикие панды - 80 процентов всего количества животных, обитаю­щих в природе, а в городе Чэнду находится центр разведения большой панды. В центре сейчас содержатся 166 панд, и посетители могут наблюдать, как они играют, жуют бамбук и отдыхают.
Но не только милыми мишками славится Сычуань. Острая сычуаньская кухня, пожалуй, самая популярная за пределами Китая, а сычуаньская опера удивляет своими номерами с быстрой сменой масок.
Все эти города и провинции объединяет то, что они находятся вдоль нового Шелкового пути и связаны железнодорожной магистралью по программе “Один пояс - один путь”. По ней контейнерные поезда идут из Китая через Казахстан в Европу, оживляя торговлю, создавая рабочие места и способствуя развитию и сотрудничеству наших соседних стран.
Кстати, увидеть достижения и приобщиться к культуре этих китайских городов и провинций можно будет и в Казах­стане: с 26 августа по 2 сентября в Алматы и Астане пройдут мероприятия “Прикоснись к Китаю”, в рамках которых будут организованы выставки, встречи и концерты.

Ирина БАЖЕНОВА, фото автора, Алматы - Пекин - Чженчжоу - Ухань - Чунцин - Чэнду - Алматы

Поделиться
Класснуть