3936

Восточный экспресс

“Близкий сосед лучше дальнего родственника” - эту китайскую поговорку часто вспоминали те, с кем мне довелось общаться во время долгого путешествия по пяти городам и трем провинциям Китая. Такую поездку для казахстанских журналистов организовала пресс-канцелярия Госсовета КНР, чтобы показать, как в Поднебесной реализуется стратегия нового Шелкового пути. Казахстан с Китаем благодаря этой стратегии становятся не просто соседями, но и ключевыми бизнес-партнерами.

Начальник департамента Национальной комиссии по развитию и реформам КНР ОУ Сяу Ли, с которым мы встретились в Пекине, вспоминал:
- Когда в 2014 году меня впервые отправили в командировку в Астану, я боялся страшного холода и непривычных условий. Я сказал начальнику: “Может быть, вы нам закупите теплую одежду?” Но он ответил: “Вы изучаете стратегию “Один пояс - один путь” и должны все испытать на себе”. Но в Казахстане наши опасения развеялись: не так уж и холодно, развитая страна, девушки и парни очень красивые, люди приветливые. Председатель КНР СИ Цзиньпин поставил реализацию инициативы “Один пояс - один путь” важнейшей задачей. На континенте Евразия экономика хорошо развита на западе и на востоке, а в середине этой огромной территории - не очень. Но в этой зоне много ресурсов и большой потенциал. Стимулировать развитие экономики в этом регионе полезно не только для Евразии, но и для всего мира.
У этого грандиозного проекта немало положительных сторон - это и инвестиции, и развитие совместных производств, и туризм, но прежде всего, конечно, это создание транспортного коридора из Китая в Европу. В компании Китайской железной дороги нам рассказали, что 16 городов страны формируют контейнерные поезда в Европу.
- С начала 2016 года отправлено уже 612 таких составов, и половина из них следует через Казахстан, - пояснил нам начальник отдела международных перевозок ЧЖОУ Шитунь (на снимке).
В конечные пункты назначения - а это 12 европейских городов - поезда прибывают через 12 дней, что в три раза быстрее, чем морским транспортом. Причем китайским железнодорожникам удалось снизить себестоимость перевозок за три года на 20 процентов, и теперь тарифы на перевозку стали дешевле.
Мы заходим в диспетчерский зал Китайской железной дороги. На огромных мониторах можно видеть каждый (!) поезд, который движется по просторам Китая. Причем можно отследить много разных параметров: местонахождение поезда, его скорость, соответствие расписанию, можно посмотреть, что происходит на вок­зале или мосту, по которому проходит состав (по железной дороге установлено 60 тысяч видеокамер).
- Кроме такого постоянного слежения за поездами каждые 10 дней мы проводим комплексную проверку по всей железной дороге, - объяснил зам. начальника отдела пропаганды Китайской железной дороги ВАН Бин.
Нам пора отправляться в провинцию Хэнань. Посмотрим, что на деле представляет собой китайская “железка”.
На огромный вокзал заходим через рамку металлоискателя, с тщательной проверкой паспортов и билетов. Народ собирается в длинные очереди - на перрон пускают только за 15 - 20 минут до отправления поезда. Вокзал крытый: посадке в поезд дождь не мешает. Салон вагона больше напоминает самолет, только кресла стоят не так тесно. Да и шума значительно меньше: поезд движется очень плавно и тихо, только по цифрам на электронном табло можно понять, с какой скоростью он движется - 293… 300... 310 км/ч. Расстояние в 700 км от Пекина до города Чженчжоу мы преодолели за три часа (это с остановками на нескольких станциях). Как говорят местные жители, почти нет разницы - ехать поездом или лететь самолетом: с учетом аэропортовских формальностей большого выигрыша во времени самолет не дает, а цены на билеты практически сравнялись.
- Строительство железной дороги, рассчитанной на скорость поездов от 160 до 250 км/ч, по стоимости не отличается от
обычной железной дороги. А вот свыше 250 км/ч значительно дороже - примерно на 80 процентов, - прокомментировал ЛОН Синцзяо (на снимке), заместитель начальника 11-го бюро Китайской железной дороги.
Города Чженчжоу, Ухань, Чунцин, Чэнду, которые мы посетили, расположены вдоль нового Шелкового пути. Отсюда отправляются поезда через Казахстан в Европу. Но вот беда: ни в Чженчжоу, ни в Чэнду, где расположены крупнейшие железнодорожные узлы и формируются рейсы в Алматы, на выставках импортной продукции мы не увидели казахстанских товаров. Есть белорусские соки, российское печенье, молоко и мед, а вот лейбл made in Kazakhstan отсутствует.
- С апреля этого года мы запустили поезд Чэнду - Алматы, два рейса в неделю. Уже отправили 21 состав, - говорит заместитель начальника железнодорожного контрольно-пропускного пункта города Чэнду ЧУ Пин Фу. - В Казахстан везем технику связи, одежду, электронику. Но проблема в том, что обратно из Алматы поезда идут пустые. Хотелось бы, чтобы из Казахстана тоже отправляли какие-то товары нам. Сейчас на рейсах в Алматы мы ничего не зарабатываем, но считаем, что они важны для сотрудничества и дружбы между нашими странами.
Конечно, кроме транспортных проектов стратегия “Один пояс - один путь” предполагает и инвестиции, совместные предприятия, создание рабочих мест, туристические поездки и культурное общение. Чтобы лучше познакомить казахстанцев с китайскими провинциями, которые связаны с нашей страной новым Шелковым путем, в конце августа в Астане и Алматы пройдут мероприятия “Знакомство с Китаем”. Каждая провинция - Хэнань, Хубей, Сычуань и город Чунцин подготовили свои программы для казахстанцев. Открытие китайского павильона и выставки “Интеллектуально сделано в Китае” состоится 26 августа в Национальной библиотеке в Алматы, а 29 августа во Дворце студентов пройдет гала-концерт мастеров искусств Китая. Кстати, подобные мероприятия начиная с 1999 года состоялись уже в 40 странах мира. Теперь и казахстанцы ждут в гости этот масштабный государственный проект.

Ирина БАЖЕНОВА, фото автора, Алматы - Пекин - Чженчжоу - Ухань - Чунцин - Чэнду - Алматы

Поделиться
Класснуть