Хрупкий жанр
Три года назад алматинские керамисты смогли объединиться в стенах специализированной галереи Clay House. Очередной день рождения они решили отпраздновать выставкой и мастер-классом для всех желающих.
Гости выставки с удовольствием откликнулись на это предложение и попытались создать собственные маленькие шедевры. Кураторы вечера Елена и Владимир ГРИГОРЬЯН (на снимке) пообещали, что все изделия пройдут обжиг в печи и будут торжественно переданы авторам.
Еще несколько лет назад керамика у новичков-любителей была не слишком популярна из-за технологических сложностей. Требовалась специально обработанная и подготовленная для поделок глина, которую, оказывается, необходимо заказывать за границей, поскольку у нас поставщиков нет.
Готовые работы проходят обжиг в печи при температуре не менее тысячи градусов. То есть дома такими поделками не займешься. Но сейчас в городе очень много точек, где вам предложат пройти обучение и возьмут на себя все технологические сложности. Вот только профессиональных керамистов от этого не прибавляется.
- Да, конечно, происходит некая девальвация творческих профессий, когда занимаются этим не профессионалы, а любители, - говорит Елена Григорьян. - Но это общемировая тенденция, а не только наша. С другой стороны, всегда есть разделение - ремесленные ярмарки и музейно-галерейные выставки. То, что сейчас здесь выставлено, относится как раз ко второй категории.
У казахстанской керамики есть свое лицо - нежное и лиричное, с неяркими красками и многоплановой философской символикой. Хотя искусствовед Баян БАРМАНКУЛОВА (на снимке) считает, что керамика - это искусство индивидуалов и ему не присущи какие-то общие тенденции. Тем более сложно предполагать национальные узоры в керамике.
- Посуда кочевников была или деревянной, или кожаной, иначе она разбивалась бы во время переездов, - рассказывает Баян Карибаевна. - Конечно, были попытки украшать те же пиалы традиционным орнаментом, но это все не создает национальных традиций. Вообще, так совпало, что европейское искусство, его жанры пришли в Казахстан в то время, когда привычный традиционный мир рухнул и на первый план стала выходить индивидуальность, личность. И требовать от художников, тем более керамистов, чего-то в национальном духе просто нет смысла. Тем более что, как правило, казахстанские мастера не работают на гончарном круге, а создают работы лепкой, то есть это практически малые скульптурные формы.
Что характерно для казахстанских мастеров, так это то, что зачастую они имеют совсем другую художественную специализацию, а в керамику влюбляются совершенно внезапно. Поэтому и работают не в канонах и традициях, а лишь используя податливую глину для выражения самых тонких чувств души.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы