9928

С коррупцией боремся, а жезлы не вернём

На вопросы наших читателей ответил заместитель председателя комитета административной полиции МВД Алибек КЕНИСПАЕВ

С коррупцией боремся, а жезлы не вернём

Игорь ЛЕВИН:

- Недавно появилась информация о том, что казахстанским полицейским запретят использовать переносные радары. Когда это произойдет? Как вы будете контролировать превышение скорости на трассах, где вряд ли появятся посты видеофиксации нарушений? И коснется ли запрет мобильных комплексов “Крис-П”?

- Министром внутренних дел принято соответствующее решение, и в настоящее время в населенных пунктах патрульные полицейские уже не используют мобильные переносные измерители скорости. Это относится и к мобильным комплексам “Крис-П”. Но на загородных дорогах вне населенных пунктов скоростемеры по-прежнему будут применяться. Данные меры связаны с тем, что в городах внедряется все больше стационарных систем фиксации нарушений ПДД: сейчас их уже более 3,5 тысячи.

Талгат САЙФУТДИЯРОВ:

- Вы, наверное, знаете, что в Алматы развивают систему платных парковок. Когда они только начали появляться, нам обещали, что нелегальных парковщиков в городе не будет. Но прошло уже несколько лет, а их по-прежнему полно. Например, я часто вижу их возле базара “Арыстан”. Они выходят на проезжую часть, перекрывают движение, тем самым создавая аварийную ситуацию, еще и сто-двести тенге за свои услуги требуют. А полицейские прекрасно это видят и просто проезжают мимо.

- Действия этих граждан могут квалифицироваться как незаконное назойливое приставание. Если есть жалобы со стороны водителей, то, конечно, меры должны приниматься.

Елена:

- Несколько месяцев назад у моей машины, которая была припаркована с нарушением правил, сняли госномер. Под лобовым стеклом оставили запис­ку - обычный клочок бумаги: я сотрудник такой-то, зафиксировал нарушение ПДД, просьба забрать номер - и указан РОВД. Скажите, насколько это законно: снимать номер и оставлять вот такие запи­ски? В каком нормативном документе это указано? И еще: полицейский уверял, что я могу получить номер лишь после того, как оплачу штраф. Но, мне кажется, он должен был выписать протокол и сразу его отдать.

- В соответствии с Кодексом “Об административных правонарушениях” за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств сотрудники органов внутренних дел вправе изымать регистрационные номерные знаки. В случае отсутствия владельца изъятие осуществляется с обязательным участием двух понятых. Кроме этого составляется соответствующий акт, который приобщается к делу. На практике сотрудники обычно оставляют уведомление, составленное в произвольной форме, с указанием вида правонарушения и адреса, по которому нужно обратиться для рассмотрения дела по существу. Что касается дальнейших действий, сотрудник полиции, изъявший номер, обязан сразу же после установления лица, допустившего нарушение, составить протокол об административном правонарушении и вернуть номерные знаки. Он не вправе требовать, чтобы вы сначала заплатили штраф. По закону у гражданина есть 30 дней для добровольной уплаты штрафа.

Сергей Воронцов:

- На днях председатель КАП говорил, что в Казахстане на десять километров снизят разрешенную скорость движения общественного транспорта. Пару лет назад речь шла о том, что такое ограничение могут распространить на все автомобили и тогда в населенных пунктах можно будет ездить со скоростью не выше 50 км/ч. Вы не обсуждаете такую меру?

- Нет, сейчас мы рассматриваем предложения, касающиеся только скорости движения автобусов: действительно, речь идет о том, чтобы снизить ее до 50 км/ч в населенных пунктах. Это опыт Европы. Что касается остального транспорта, то подобные предложения в настоящее время не рассматриваются.

Вопрос газеты “Время”:

- Могут ли дорожным полицейским вернуть жезлы? Может быть, хотя бы регулировщикам? Как вообще жезл влияет на уровень коррупции? Ведь остановить машину можно и рукой, ну а потом и по поводу взятки поговорить.

- Как вы знаете, сотрудники полиции перестали использовать жезлы начиная с января 2017 года. Это было сделано с учетом передового опыта зарубежных стран. Сейчас вопрос возврата жезлов сотрудникам полиции не рассматривается, в том числе и регулировщикам, о которых вы говорите.

Что же касается вопросов противодействия коррупционным проявлениям, следует отметить, что за последние несколько лет в этом направлении принят комплекс мер. Законом “О дорожном движении” запрещена беспричинная остановка: теперь сотрудник полиции может остановить машину только по основаниям, которые четко оговорены в статье 52 этого закона. К примеру, если водитель нарушает ПДД, автомобиль находится в розыске. Кроме того, осуществлен переход на автопатрулирование, сокращено количество нарядов патрульной полиции. Все эти меры направлены на устранение причин, способствующих коррупции.

Сергей Горобченко:

- Сейчас у всех видеорегистраторы, телефоны. Иногда так и подмывает снять полицейских, которые сами игнорируют ПДД или “не замечают” нарушения (часто вижу такое). В каких случаях вы рассматриваете такие обращения?

- Во всех случаях. Мы реагируем на любое обращение граждан. Если вы зафиксировали на смартфон, фотоаппарат, видеорегистратор факты нарушения ПДД, в том числе и со стороны сотрудников полиции, то можете направить свои обращения в территориальные органы внутренних дел или в МВД любым удобным для вас способом: через портал электронного правительства, на сайты департаментов полиции, веб-портал МВД, через аккаунты ДП (МВД) в соцсетях. Для оперативного и объективного рассмотрения дела мы рекомендуем, чтобы на видео были указаны дата и время совершения правонарушения, но даже если их не будет, мы все равно отреагируем на обращение.

- Я могу снимать полицейского, находящегося при исполнении? Например, меня остановили, а я хочу вести запись разговора.

- Да, можете. Наш сотрудник не должен этому препятствовать. Данная норма прямо прописана в законе “О дорожном движении”.

Асхат:

- Сейчас в Алматы активно работают эвакуаторы, которые забирают с улиц неправильно припаркованные автомобили - я сам недавно попал в такую ситуацию. Так вот у меня на лобовом стекле есть наклейка с номером моего мобильника. Если бы полицейские позвонили (они могли это сделать), то составили бы протокол на месте, а мне не пришлось бы ехать на штрафстоянку. Обязаны ли полицейские перед эвакуацией машины предпринять попытки, чтобы найти владельца автомобиля?

- Конечно, если есть данные водителя или он находится рядом с автомобилем, я не вижу необходимости эвакуировать транспортное средство на специальную стоянку, достаточно составить административный протокол по факту нарушения.

Маргарита КРЕСНЕР:

- Я пенсионерка, хожу пешком, пользуюсь общественным транспортом и в последнее время все чаще сталкиваюсь с молодыми людьми, которые ездят на самокате. Бывает, идешь по тротуару, а тебя внезапно обгоняет парень на таком. Получается, все время надо быть начеку. А еще страшно смотреть, как они гоняют по обочинам дорог - без шлемов, другой защиты. Есть ли какие-то правила, касающиеся того, где и как можно ездить на таких самокатах? Не собираетесь ли вы вносить изменения в ПДД, связанные с ними?

- Вы говорите об электросамокатах, снабженных электрическим двигателем, имеющем максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. Они приравниваются к мопедам. Согласно ПДД электросамокаты передвигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. По тротуарам им ездить запрещено.

За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 615 КОАП в виде штрафа в размере 2 МРП.

При этом в правилах дорожного движения нет обязательного требования, которое указывало бы на то, что на самокате можно ездить только в шлеме. Но мы, конечно, рекомендуем его использовать. Какие-либо изменения в ПДД, касающиеся электросамокатов, не планируются.

Малика:

- Парень подарил машину, хотела сделать аэрографию, но некоторые знакомые меня отговаривают: мол, хотя ее снова разрешили, полицейские все равно будут все время останавливать - проверять, все ли документы в порядке. Как правильно оформить аэрографию, чтобы не к чему было придраться? Много ли в Казахстане машин, на которых нанесены такие рисунки?

- При нанесении аэрографического рисунка необходимо лишь соблюдать требования в части возможности четкой идентификации цвета транспортного средства, а также произвести замену свидетельства о регистрации транспортного средства для внесения отметки о наличии аэрографии.

При этом сотрудники полиции, как я уже говорил, вправе останавливать транспортные средства только по основаниям, предусмотренным статьей 52 закона “О дорожном движении”.

Андрей БУЛИН:

- Я слышал, что в Казахстане собираются пересматривать требования к подготовке курсантов автошкол: речь, например, о том, что больше внимания нужно уделять безаварийному вождению.

- Правила обучения в автошколах мы сейчас пересматривать не планируем. Но хотел бы отметить, что процесс обучения в автошколах постоянно совершенствуется и каждая учебная организация вправе расширять программу, в том числе вводить дополнительные часы по безаварийному вождению.

- Насколько оправдала себя самоподготовка? Сколько человек получили водительские права, не обучаясь в авто­школах? Отслеживаете ли вы то, как часто по сравнению с теми, кто в них учился, эти люди попадают в ДТП? Не собираетесь ли вы отменять самоподготовку?

- Институт самостоятельной подготовки как альтернатива подготовке в автошколах был введен с июня 2016 года.

В 2018 году приняты экзамены у 37 713 кандидатов в водители, которые прошли самостоятельную подготовку, при этом успешно сдали экзамены и получили водительские удостоверения 10 209 человек (27 процентов), что составляет 4,5 процента от общего количества кандидатов, впервые получивших водительские удостоверения в 2018 году (229 203).

В текущем году в СЦОНах было выдано 1690 водительских удостоверений самостоятельно подготовившимся кандидатам, что составляет 3,2 процента от общего количества кандидатов, впервые получивших водительские удостоверения в текущем году (53 096).

Что касается ДТП, совершенных по вине водителей-новичков, у которых стаж вождения до одного года, то в период с 2015 по 2018 год их количество уменьшилось с 827 до 506, то есть на 33,3 процента. Таким образом, внедрение самоподготовки не оказало отрицательного влияния на состояние безопасности дорожного движения.

Серик:

- В каких городах в ближайшее время вы собираетесь открывать автоЦОНы?

- В настоящее время функционирует 21 специализированный центр обслуживания населения, в том числе в Нур-Султане, Алматы (4), Актау, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Кызылорде, Таразе, Талдыкоргане, Шымкенте, Павлодаре, Петропавловске, Кокшетау, Уральске, Туркестане, Сайраме и Семее. Вопросы открытия новых спецЦОНов в настоящее время рассматриваются госкорпорацией “Правительство для граждан” совмест­но с местными исполнительными органами.

- Министр сказал, что будут ликвидировать стационарные полицейские посты. Когда этот процесс начнется? Будете ли вы убирать экологические посты, которые стоят на въезде в Алматы? Толку от них все равно мало: на улицах города полно коптящих колымаг с областными номерами.

- Да, необходимо отметить, что министром внутренних дел принято решение о сокращении количества стационарных постов системы “Рубеж”. Соответствующий приказ МВД уже подписан.

К деятельности постов “Рубеж” было немало претензий как в плане их эффективности, а она была низкой, так и в вопросах беспричинной остановки транспортных средств и коррупции.

В настоящее время продолжают функционировать только те посты, которые приближены к внешним периметрам территории страны и размещены на основных международных коридорах. Их всего десять.

Что касается экологических постов, о которых вы говорите, то они не относятся к постам полиции системы “Рубеж” и выставлены с целью контроля норм содержания вредных веществ в отработавших газах и дымности транспортных средств.

Радик ХАЙРУЛИН:

- Сейчас Минздрав ужесточает антитабачные меры. Если их примут, нельзя будет курить в аэропортах, на вокзалах и даже на балконах домов. Где-то я видел информацию, что могут запретить курение за рулем. Правда ли это?

- Нет, такой вопрос не рассматривается.

На “прямой линии” дежурила Ольга СТЕПАНОВА, фото предоставлено КАП МВД РК, Алматы

Поделиться
Класснуть