4297

Не заплатишь - не проедешь

На вопросы читателей ответил председатель правления АО “Национальная компания “ҚазАвтоЖол” Ермек КИЗАТОВ

Вячеслав Евгеньевич, Алматы:
Много говорилось о том, что вскоре начнется строительство прямой дороги от Алматы до Иссык-Куля. В каком состоянии этот проект?
- Мы несколько раз проводили встречи с нашими коллегами из Кыргызстана и договорились о том, что казахстанская сторона разработает технико-экономическое обоснование (ТЭО) и проект­но-сметную документацию на реконструкцию и строительство этой дороги. Разработку ТЭО мы планируем завершить в 2016 году. В случае его положительной оценки нам нужно будет привлечь иностранных инвесторов, которые согласятся профинансировать этот проект. Мы рассчитываем, что сможем начать строительство дороги в 2017 году. Сразу скажу, что трасса будет платной, ее протяженность составит 250 км, это почти вдвое короче ныне действующей.
Будет ли реконструирована, в частности расширена, верхняя каскеленская трасса близ Алматы?
- Сейчас в Алматинской области ведется реконструкция участков дороги Алматы - Хоргос международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай и Алматы - Капшагай автомобильного коридора Центр - Юг. В 2016 году мы завершим реконструкцию участка Капшагай - Талдыкорган и начнем работы на трассе Капшагай - Курты. Эти проекты являются приоритетными направлениями инфраструктурного развития в рамках государственной программы “Нурлы жол”, поэтому нам сначала нужно завершить их.
Только после этого мы планируем приступить к реконструкции автодороги Алматы - Каскелен, о которой вы говорите. Речь в том числе идет и о ее расширении. Правда, это будет связано с некоторыми трудностями - вдоль этой трассы расположены частные дома. Кроме того, мы рассчитываем, что после того как власти Алматы сдадут в эксплуатацию БАКАД, часть машин с каскеленской трассы уйдет туда, и дорога разгрузится. Но, несмотря на эти сложности, мы все равно будем проводить дорожные работы, о которых я говорил. Они начнутся не позднее 2018 года.
Михаил ПЕТРОВСКИЙ, Алматы:
Недавно казахстанские страховые компании попросили наделить их правом подавать в суд на нерадивых дорожников. Мол, если ДТП произошло из-за некачественного ремонта или неудовлетворительного состояния дороги, то платить за это должны не страховщики, а дорожники. Как вы относитесь к такому предложению?
- В этом подходе, по сути, нет ничего нового. В договорах страхования предусмотрено право регрессного требования страховых компенсаций, то есть автомобилист вместе со страховщиком вправе обратиться в компетентные органы и потребовать от дорожников возмещения ущерба. Если подтвердится, что ДТП произошло из-за их некачественной работы, им придется выплачивать компенсацию. И такие случаи есть.
Я считаю, это правильный подход. Страховщики занимаются своим делом, мы - своим. Если же мы будем работать напрямую, непосредственно контактируя с участниками ДТП, нам придется нанимать штат сотрудников, а это попросту нецелесообразно.
Серик НЫГМЕТОВ, Алматинская область:
Недавно открыли часть новой трассы от Алматы до Капшагая. Разрешенная скорость - 140 км в час, дорога разделена специальными отбойниками. Вы не боитесь, что после этого в разы возрастет количество ДТП?
- Нет, количество ДТП, наоборот, снизится. Опыт эксплуатации аналогичных автодорог в Европе, Китае, России и участка Астана - Боровое в Казахстане показывает, что количество автоаварий на таких трассах сокращается больше чем в три раза, а уровень тяжести последствий и травматизма - до восьми раз.
Вдоль всей трассы мы установим барьерные ограждения, которые будут разделять полосу движения со встречной. Даже если автомобиль врежется в них, это не будет приводить к таким тяжелым последствиям, как при лобовом столкновении. Обочины дороги тоже будут оборудованы так, чтобы соблюсти все требования
безопасности. К тому же в будущем на этой трассе мы будем внедрять интеллектуальную транспортную систему, устанавливать специальные камеры, которые будут фиксировать скорость и выявлять другие правонарушения.
Будут ли предусмотрены какие-то льготы для тех людей, которые живут в поселках, расположенных вдоль этой дороги? Почему плату начнут взимать только с 2017 года?
- Стоимость проезда соответствует ставкам, определенным правительством. Тариф, как известно, составляет один тенге за один километр. Повышать его мы не планируем. Для водителей тех машин, которые зарегистрированы в прилегающих к трассе районах, будут предусмотрены льготы. Люди смогут покупать годовой талон. Такую же систему мы используем на участке Астана - Боровое, там абонемент стоит 1000 тенге. Скорее всего, такая же цена будет установлена и на капшагайской трассе.
Дорогу Алматы - Капшагай мы полностью введем в эксплуатацию осенью следующего года, а платной она станет с 1 января 2017 года. Сейчас ориентируемся именно на эту дату. Дело в том, что нам понадобится некоторое время на установку и тестирование интеллектуальных систем, о которых я уже говорил, и терминалов оплаты. Вся трасса будет разделена на сектора протяженностью около 40-50 километров. На каждом будут висеть камеры, фиксирующие момент, когда машина въезжает на трассу и съезжает с нее. Это очень важно, ведь не все автомобили едут по трассе из Алматы до Капшагая - есть и те, кто проезжает путь лишь в пять или десять километров.
В таком случае он будет платить пять или десять тенге соответственно?
- Нет, для таких случаев будет установлена минимальная плата, размер которой я пока назвать не могу, но она будет зависеть от протяженности участка, на который въехала машина. Допустим, если он равен 50 километрам, водителю все равно придется заплатить 50 тенге, даже если он проедет всего 10 километрам.
Светлана РАЗУМОВА, Семей:
Весной весь наш город смеялся над роликом, в котором дорожные работники закидывают асфальтом ямы, полные воды. Он стал хитом в Интернете. Вы отслеживаете подобные сюжеты и как-то на них реагируете, сотрудников нерадивых наказываете?
- Это не наши сотрудники. “Каз­АвтоЖол” - национальный оператор по управлению республиканскими автомобильными дорогами, мы отвечаем только за состояние этих трасс, а в ролике речь идет о городской дороге. Но я его видел, и мне было очень грустно, потому что речь в нем идет о сотрудниках дорожной отрасли.
Что же касается нашей компании, то начиная с этого года мы осуществляем контроль за ведением дорожно-строительных работ. Наши специалисты уже забраковали работу подрядчиков на общую сумму более чем 100 млн. тенге. Им пришлось переделывать участки за счет собственных средств. Если вы видите, что дорожники некачественно выполняют свою работу, обращайтесь с жалобой на сайт “КазАвтоЖола”: www.kazautozhol.kz.
Биржан ЖУНУСОВ, Астана:
Реконструкция каких дорог начнется в Казахстане в следующем году?
- Мы продолжим работы по проектам Центр - Юг (участки Астана - Темиртау и Алматы - Капшагай), Центр - Восток (Астана - Павлодар), Центр - Запад (Актау - Бейнеу), а также Астана - Петропавловск, Алматы - Усть-Каменогорск и другим. Планируется также начать дорожно-строительные работы на участках Караганда - Капшагай, Мерке - Бурубайтал, Актобе - Атырау - Астрахань, Талдыкорган - Усть-Каменогорск, Калбатау - Майкапшагай, Жетыбай - Жана­озен и Ушарал - Достык.
Кирилл, Акмолинская область:
Собираетесь ли вы как-то переделывать систему взимания платы за проезд на дороге Астана - Щучинск, где в пунктах оплаты постоянно образуются пробки?
- Прежде чем установить эту систему, мы изучали мировой опыт, и, по оценке международных экс­пертов, именно действующий вариант оплаты - один из самых успешных. Но мы знаем, что есть и недостатки, связанные с медленной работой автоматических купюроприемников. Из-за этого, особенно в часы пик, и образуются заторы. Мы уже расширили количество дорожек в пунктах взимания платы, активно внедряем альтернативные способы предварительной оплаты через терминалы и Интернет. Проблема должна решиться.
Такие же системы мы планируем установить и на трассе Алматы - Капшагай.
Максим ПТАШКИН, Караганда:
Помнится, вы заявляли о том, что 30 процентов дорог республиканского значения станут платными. Не слишком ли это много? Ведь вы не оставляете людям альтернативы.
- В наших законах нет пункта, в котором бы говорилось о том, что должна быть предусмотрена обязательная альтернатива платной магистрали. Такие правила есть в Европе, но там и расценки за пользование скоростными трассами намного выше наших.
Я считаю, что та цена, которую мы предлагаем, адекватна казах­станским реалиям. Мало построить дороги - надо их содержать. Сейчас на эти цели ежегодно выделяется около 12 млрд. тенге, а требуется порядка 45 млрд.! Поэтому мы планируем содержать автомобильные дороги в том числе и за счет средств, полученных от взимания платы за проезд по ним. Платными будут все дороги, которые мы построим или реконструируем в ближайшее время (в частности, все те, о которых речь шла выше. - О. А.). Их общая протяженность к 2020 году будет составлять около 7000 километров. Это не так много, если учесть, что всего в Казахстане 128 тысяч километров дорог.

На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Ермека КИЗАТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть