8077

Тепло ли тебе, южная столица?

На вопросы читателей на “прямой линии” ответил генеральный директор ГКП “Холдинг Алматы жылу” Булат КУЛАТАЕВ (на снимке).

Нина ГРЕЕВА, КСК “Пограничник”:
В нашем доме на протяжении последних четырех лет одна и та же проблема - полдома зимой мерзнет, другая половина - “жарится”. Тепловики отправляют нас в КСК, а там никаких мер не предпринимают. Кроме того, насколько я знаю, в мерзнущих подъездах в элеваторах уменьшили форсунку, и это не только у нас. Может, вы комиссионно попытаетесь решить нашу проблему?
- Проблему неравномерного распределения тепловой энергии внутри многоквартирного жилого дома должен решать КСК, это предусмотрено пунктом 30 правил пользования тепловой энергией. Диаметр сопла рассчитывается строго в соответствии с расчетной максимальной часовой тепловой нагрузкой объекта теплопотребления, поэтому менять его никто не вправе. Если в вашем жилом доме какие-то собственники самовольно увеличили отапливаемую площадь, например, совместили комнаты с лоджиями, то это запросто может сказаться на качестве отопления во всем подъезде. И КСК должен обязать хозяев таких квартир привести их в первоначальный вид. В ситуацию вправе вмешаться и поставщик тепловой энергии - ТОО “Алматинские тепловые сети” (“АлТС”).
Чтобы разобраться, почему же все-таки одни жильцы мерзнут, а другие “жарятся”, нужно установить общедомовые приборы учета тепла, которые покажут, какой температуры теплоноситель поставлен до элеваторных узлов. Если он не соответствует температурному графику, то устранять проблему должно ТОО “АлТС”. Если тепло теряется уже во внутридомовых сетях, то ответственность уже лежит на плечах КСК. Причин может быть несколько: плохо промытая система теплоснабжения, ржавые батареи внутри квартир и так далее.
Конечно, для разбирательства можно обратиться в жилищную инспекцию при городском управлении жилья или организовать комиссию, в состав которой включить представителей КСК, поставщика, холдинга, представителей районного акимата. Такая практика уже имеется.

Николай ДЕДОВ, Бостандыкский район:
Кем и когда утверждена норма расхода тепловой энергии в размере 0,153 Гкал на 1 кв.м? По действующему законодательству эта норма должна пересматриваться через 18 месяцев с момента утверждения и не реже одного раза в пять лет. Почему в Алматы данная норма не пересматривалась с 1982 года?
- Такая норма была определена постановлениями госкомитета республики по ценовой и антимонопольной политике №4/2 от 30 апреля 1997 года и №12/6 от 18 декабря 1997 года по согласованию с акимом Алматы, а также в решениях акима Алматы №222 от 26 марта 1998 года и №642 от 7 июля 1998 года. Применяется она и сейчас.
Эта величина была проанализирована, обоснованность ее доказана в Алматинском городском суде, а также в коллегии по гражданским делам Верховного суда страны в 2003 году.
Очередной пересмотр данной нормы планируется провести на основании подготовленного в “АлТС” проекта расчета нормы на коммунальные услуги с учетом утвержденных типовых правил расчета норм потребления коммунальных услуг по теплоснабжению и электроснабжению. Расчетная величина нормы для потребителей, не имеющих приборов учета, составляет 0,15448 Гкал на отопление одного квадратного метра площади.

Вера ИВАНОВА, пенсионерка:
Будут ли в Алматы в ближайшее время повышены тарифы на тепло и горячую воду?
- В ближайшее время не будут. На формирование тарифа влияет множество факторов: стоимость производства тепловой энергии, ее передачи и распределения. В свою очередь, для производства и передачи тепловой энергии требуются вода, топливо, электро­энергия и прочие составляющие. Поэтому в случае изменения стоимости любой из этих составляющих может измениться и конечный тариф для потребителей.
Последний раз в Алматы тариф на тепло менялся в сентябре 2012 года. Процедура непростая. Когда в антимонопольное ведомство подается заявка на повышение тарифа, монополист должен ее защитить. Это занимает до 180 дней. Следовательно, в этом отопительном сезоне плата за тепло будет производиться по прежним ценам.

Вопрос газеты “Время”:
За чей счет в Алматы реконструируют теплосети?
- В данный момент в мегаполисе доля тепловых сетей, выработавших 25-летний эксплуатационный срок, составляет 63,5 процента. То есть реконструкции подлежит 730,5 км сетей из 1150. Источниками финансирования на эти цели являются как собственные средства ТОО “Алматинские тепловые сети”, так и государственные, выделенные из республиканского и местного бюджетов.
К примеру, в 2014 году за бюджетные 7,2 млрд. тенге проведена реконструкция тепломагистралей общей протяженностью 14,2 км. За счет собственных средств предприятия переложено 3,7 км сетей, на что было затрачено 520,8 млн. тенге.
Всего за четыре последних года в городе реконструировано 75,4 км магистральных и распределительных теплосетей на сумму более 28,5 млрд. тенге.
По-прежнему большой проблемой для нас остается отставание от плана реконструкции. Чтобы за тот срок, в течение которого будут исправно служить уже реконструированные участки сетей, мы успели привести в порядок всю систему города, нужно ежегодно перекладывать порядка 55-60 км. Мы же пока в состоянии менять только 40 процентов от этого показателя. Кроме финансовых причин в данном случае необходимо учитывать то, что придется перекопать улицы всего города, а это может привести к дорожному коллапсу.
Чтобы упростить и удешевить поставленные задачи, мы постоянно изучаем опыт различных стран, а также проекты, предлагаемые и используемые нашими зарубежными партнерами, в том числе по восстановлению внутренней целостности труб без вскрытия сетей, использованию современных высокоэффективных технологий и оборудования. Однако пока ни один из предложенных вариантов не может быть применен в тепловых сетях.
Жители ПКСК “Тулпар-2”, Ауэзовский район:
Наш дом замыкающий в системе теплоснабжения, поэтому между отопительными сезонами мы вынуждены сидеть без горячей воды. Никто нам не помощник: ни КСК, ни тепловые сети, вся проблема в конструкции системы. Что делать?
- Эта проблема присуща старой системе центрального отопления так называемого открытого типа, которая действует в Алматы еще с начала ее строительства в городе. В отопительный сезон эта схема в полной мере обеспечивает расчетную температуру горячего водоснабжения за счет циркуляции теплоносителя в трубопроводах.
Однако в межотопительный период, когда на теплосетях проводятся плановые ремонты и горячая вода подается в дома только по одному трубопроводу по тупиковой схеме в отсутствие циркуляции, температура теплоносителя начинает понижаться в зависимости от степени разбора воды потребителями, а также от удаленности объекта от источника теплоснабжения.
Выход пока один - установить общедомовой теплосчетчик, позволяющий одновременно учитывать температуру воды и ее количество. В этом случае стоимость одного кубометра воды будет напрямую зависеть от ее температуры.

Халида ИСАЕВА, Ауэзовский район:
Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, их обслуживание и ремонт?
- Все расходы по установке, обслуживанию и ремонту общедомовых приборов учета (ОПУ) несет потребитель. Такая норма прописана в действующем законодательстве.
В свое время было немало дис­куссий на эту тему, предлагалось устанавливать ОПУ за счет субъектов естественных монополий, в нашем случае за счет ТОО “Алматинские тепловые сети”. Однако у поставщика нет столько средств, чтобы обеспечить дорогостоящими счетчиками тысячи алматинских домов за свой счет.
Чтобы установка ОПУ не била по карманам алматинцев, предложена программа по предоставлению финансового лизинга через АО “Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства” сроком на три года. Если потребитель желает воспользоваться этой программой, на сегодняшний день прибор учета ему обойдется около 695 тысяч тенге.

Любовь МОЛГАЧЕВА, Бостандыкский район:
Вправе ли тепловые сети ставить в дома счетчики без договора с жильцами? У нас малоквартирный дом на восемь собственников, нам поставили общедомовой прибор учета. Так теперь, согласно его показаниям, стоимость тепла у нас увеличилась до 180 тенге за квадратный метр, а кубометр горячей воды - 880 тенге, плюс каждый месяц нам нужно оплачивать 4 тысячи за этот счетчик! Что происходит вообще?
- Ваш дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на основании заключенного соглашения между “АлТС” и КСК “Лана”. Представляя интересы жителей, КСК в данном случае должен был получить согласие жителей на его установку.
В вашем случае, учитывая небольшую площадь жилого дома, по согласованию с “АлТС” можно пересмотреть срок оплаты за ОПУ, для чего необходимо перезаключить договор и обговорить новые сроки оплаты.
Наша проверка показала, что сумма оплаты за отопление и горячую воду в вашем доме увеличилась из-за нарушения режима теплопотребления. Не соответствовала норме температура обратного теп­лоносителя (она была значительно выше), а в прошлом отопительном сезоне на элеваторном узле была обнаружена перемычка между пода­ющим и обратным водоводом, повлиявшая на увеличение расхода теплоносителя.
Обследование также выявило, что элеваторный узел смонтирован для подачи теплоносителя сразу в два жилых дома, где горячее водоснабжение вообще не предусмот­рено проектом. В этой связи с учетом площади второго жилого дома в сентябре 2014 года вам был представлен перерасчет оплаты за тепло.
Кроме того, в вашем доме большая утечка тепла, которую должен устранить КСК после ревизии внут­риинженерных сетей. Ко всему прочему половина квартир данного дома не оборудована счетчиками горячей воды.

Вопрос газеты “Время”:
В апреле 2014 года к Алматы были присоединены территории Алматинской области, образован новый Наурызбайский район. Возникнут ли в связи с этим у холдинга какие-то сложности с обеспечением новых алматинцев теплом и горячей водой?
- На большей части присоединенных к городу территорий Алматинской области нет каких-либо разветвленных сетей централизованного теплоснабжения. В основном жилые дома и иные объекты этого сектора Алматы обогреваются от индивидуальных систем теп­лоснабжения.
Вопросы возможности присоединения организаций и жилых массивов Наурызбайского района к существующим системам теплоснабжения города, реконструкции или дополнительного строительства локальных котельных будут рассматриваться в комплексе в рамках плана развития мегаполиса.

Людмила, Турксибский район:
Я уже шесть лет проживаю в многоквартирном доме, где нет горячей воды. Соседи пользуются автономными бойлерами. Я неоднократно обращалась с заявлением по поводу подключения нас к системе горячего водоснабжения. Обещали подключить еще несколько лет назад, а воз и ныне там.
- Источником тепла для вашего жилого дома является котельная “Вокзальная”, которая еще при проектировании была рассчитана только на отопление домов без снабжения их горячей водой. Чтобы обеспечить вас горячей водой, необходима реконструкция котельной и тепловых сетей. Это очень дорогостоящий проект. И данный вопрос нужно решать комплексно с учетом плана развития вашего района.
Не рекомендую никому из жильцов самовольно переделывать схему теплоснабжения и использовать в качестве горячей воды теплоноситель из батарей, так как в нем содержатся химические реагенты, небезопасные для здоровья.

Маржан ДАУЛЕТБАЕВА, Медеуский район:
На дверях нашего подъезда КСК вывесил объявление, что в наш дом не будет подаваться тепло до тех пор, пока не будет погашена задолженность жильцов за коммунальные услуги. Насколько законны данные заявления, если задолженность даже не за тепло или горячую воду?
- По правилам пользования теп­ловой энергией отключить или ограничить подачу тепла может только теплоснабжающая организация. В Алматы это ТОО “АлТС”. И исключительно из-за неоплаты за потребленную тепловую энергию в установленные договором сроки и самовольного подключения к теп­лосетям, в том числе подключения новых мощностей субпотребителей.
Взаимоотношения между жильцами и КСК должны решаться на общих собраниях, мы вмешиваться сюда не вправе. Я бы посоветовал жильцам подписать с кооперативом договор, в котором были бы оговорены все условия жизнедеятельности жилых домов, в том числе и санкции за неоплату коммунальных услуг. Если таких договоренностей нет, то на неправомерные действия КСК жильцы вправе обратиться в судебные инстанции.

Рустамбек, Медеуский район:
Многие законопослушные алматинцы в период отопительного сезона получают в квитанциях любопытные счета по оплате за тепло: один месяц они оказываются должниками, в другой месяц - на балансе большая переплата. Как вы можете это объяснить?
- В домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, размер оплаты определяется ежемесячно по показаниям этих приборов учета и индивидуальных приборов учета горячей воды.
Если данные не предоставляются в течение двух месяцев, “АлТС” производит расчет по среднесуточному расходу тепловой энергии за аналогичный период прошлого года с последующим проведением перерасчета по фактическому потреблению. В дальнейшем производится корректировка начислений за предыдущие периоды, которая показывает либо долг, либо переплату.

На “прямой линии” дежурила Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть