Нам сегодня не до жиру...
На вопросы читателей ответил экономист, председатель правления Союза потребителей финансовых услуг Айдар АЛИБАЕВ (на снимке).
Гульнар ШОПАНОВА, Алматы:
В какой валюте лучше хранить деньги? Выбирать коммерческие или госбанки? А может быть, и вовсе при нынешних нестабильных временах прятать их дома?
- Давайте по частям. Сегодня уровень доверия к банкам понизился, поэтому многие предпочитают держать деньги дома. Но это не совсем правильно - они теряют свою стоимость, да и опасно. Советовал бы все-таки разделить деньги и одну их часть оставить дома, если вы так хотите, а другую положить в банк. В какой валюте лучше это сделать? Это зависит от ваших целей. Например, если вы откладываете на покупку жилья, то большую часть можно хранить в долларах. Если такой цели нет, сделайте мультивалютный вклад в тенге, долларах и евро. В каких долях, зависит от ваших предпочтений. Не забывайте, что вклады в тенге сейчас имеют наибольший процент доходности.
Салтанат ИРГАЛИЕВА, Алматы:
Купила в рассрочку в одном из автосалонов машину за 22 тысячи долларов. Меня уверяли в том, что я нисколько не переплачу. Но на деле все оказалось не так: дома я внимательно просмотрела документы и “вычислила”, что в итоге отдам на четыре тысячи долларов больше, чем стоит автомобиль! Скажите, можно ли доказать свою правоту и оспорить эту сумму? И есть ли, в принципе, такая услуга, как рассрочка?
- Во-первых, никакие устные уверения, тем более самих работников автосалона, ничего не стоят. Во-вторых, внимательно изучать документы надо все-таки на месте и до покупки, а не дома. В-третьих, такая услуга, как рассрочка, существует. Но она не предполагает увеличение цены товара, тем более на такую большую сумму, которую вы указали. И в-четвертых: поскольку покупка уже совершена, то вряд ли работники автосалона добровольно захотят что-либо пересмотреть.
С другой стороны, оспаривать сумму такой большой переплаты можно, а иногда и нужно, хотя это довольно хлопотное дело. Говорить же что-то более конкретное можно только после ознакомления с документами, с самим автосалоном и с банком, через который он ведет дела.
Разия ЖЫЛКИБАЕВА, Петропавловск:
Сможет ли Казахстан извлечь выгоду из санкций, которые Запад выдвинул против России? Или нам сначала нужно подумать о поддержании собственных штанов?
- Действительно, когда государства объявляют друг другу экономические санкции, это открывает новые возможности третьим странам. Если говорить о рынке продовольствия, то, по разным данным, Запад не поставит России продуктов питания на 5-7 миллиардов долларов, а то и больше. Здесь и открываются возможности для соседей, которые могут заполнить освободившиеся ниши с большой выгодой для себя.
Например, Белоруссия уже увеличила производство молочной продукции на 30 процентов и не собирается на этом останавливаться. Как стало известно, в этой стране вдруг появились собственные бананы, креветки и другие диковинные продукты, которых раньше там отродясь не было. Это говорит о шустрости тамошних бизнесменов и их умении обратить себе на пользу неожиданные обстоятельства.
Если же говорить о Казахстане, то у нас иная ситуация. Прежде всего потому, что нам нечего предложить России. До 70-75 процентов продуктов питания мы завозим из-за рубежа, в основном из России. То есть мы не только не сможем увеличить поставки продуктов в соседнюю страну, а, наоборот, также пострадаем от санкций. Ведь недополучая продукты с Запада, Россия будет вынуждена переориентировать потоки многих товаров, которые вчера уходили на экспорт, в том числе в Казахстан, на внутренние нужды. А значит, нам нужно будет искать другие источники. Это нарушенные связи, новые договоры, другая логистика и маршруты, как следствие - удорожание конечной цены. Многолетнее сидение на нефтяной игле ни к чему хорошему не привело. И Казахстан, который в советские времена являлся житницей огромной страны, сегодня, к великому сожалению, не может прокормить и одеть сам себя.
Гаухар ИЛЬЯСОВА, Караганда:
Недавно в правительстве произошли кардинальные изменения. Как вы считаете, могут ли они столь же положительно повлиять на ситуацию в стране? Или вновь сработает математический закон: от перестановки слагаемых сумма не меняется?
- В контексте вашего вопроса изменениями я бы назвал процесс, который ведет к улучшению. В нашем же случае это некая не совсем понятная перетряска, которая ни к какому улучшению, боюсь, не приведет. Какие-то министерства слились, какие-то исчезли, какие-то сильно укрупнились. За годы независимости больших и малых встрясок было более десятка. И они ничего не меняли. То же самое, вероятно, произойдет и сейчас.
Сам механизм назначения людей на высокие должности не предполагает появление креативных и самостоятельных фигур, которые могли бы сделать что-то существенное, взять на себя всю ответственность. До тех пор, пока во властных структурах не будет реальной конкуренции, ждать эффективного управления страной не стоит. Вся система политического и административного устройства страны нуждается в серьезных реформах. А так больше срабатывает не математический закон, где, как вы сказали, от перестановки слагаемых сумма не меняется, а слова из крыловской басни: “А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”.
Искандер КЕРЕЙБАЕВ, Алматы:
Будет ли дальше дорожать бензин и почему? Сколько реально должен стоить Аи-92?
- Я уже неоднократно говорил: стоимость бензина в Казахстане - категория скорее политическая, чем экономическая. Несмотря на то, что мы нефтедобывающая страна, нефть, в силу некоторых обстоятельств, большей частью продается за рубеж в сыром виде, а наши НПЗ, которые находятся в состоянии перманентного ремонта и модернизации практически все годы независимости, хронически недозагружены сырьем. Вот такие гримасы нефтяного рынка по-казахстански.
В то же время взлеты и падения цен на нефть на международных биржах практически никак не отражаются на стоимости бензина в нашей стране. Это также подтверждает, что она не зависит или мало зависит от экономических факторов. На нее в первую очередь влияют решения тех, в чьих руках находится нефть, и все, что с ней связано. На цене могут отражаться политические факторы, например выборы, или сезонные - посевная кампания. В последнее время усилилось и российское влияние в этой сфере. Соседи обеспечивают до 30 процентов наших потребностей в бензине, и цена на топливо там находится в пределах 155-165 тенге за литр. Хотим мы этого или нет, но все эти обстоятельства сильно давят на цену нашего бензина. Думаю, что недавнее повышение далеко не последнее. Цена Аи-92 будет стремиться к выравниванию с российской, и только потом мы сможем на время успокоиться.
Алена НЕФЕДЧЕНКО, Алматы:
Вокруг заявки Алматы на проведение зимней Олимпиады в 2022 году разгорелись нешуточные споры. Чиновники уверяют нас в том, что Игры - это сплошные плюсы для города, некоторые общественники, экономисты и финансисты говорят, в частности, о том, что столь затратное мероприятие при нашем уровне жизни и развитии экономики - непозволительная роскошь. А вы как считаете?
- Чиновники в любом случае будут гнуть свою линию, так как Олимпиада так же, как и другие помпезные мероприятия, это праздник очень больших денег - бюджетных и не только. Коррупционная составляющая может достигнуть как минимум 50 процентов. В проведение Игр вбухают миллиарды. Мелькнет Казахстан на страницах мировой прессы и TV. А что завтра? Все эти огромные спортивные объекты, отели, инфраструктура могут оказаться невостребованными. Есть ли у нас квалифицированные техники, инженеры, специалисты, которые смогут с прибылью для государства эксплуатировать их, поддерживать в рабочем состоянии? Вспомните, как получилось с Азиадой. После нее остался ряд спортивных объектов, которыми никто сегодня не пользуется. К примеру: оказалось, что с трамплина, установленного в Алматы выше проспекта Аль-Фараби, имеют право прыгать всего лишь 10-15 человек во всем Казахстане. Сейчас он пустует. Есть такие объекты и в Астане. А вы знаете, сколько нужно денег и сил, чтобы постоянно поддерживать их в нормальном состоянии? И это в то время, когда в стране нелегкая экономическая ситуация, а жизнь людей дорожает не по дням, а по часам. Считаю, что Олимпиада для Казахстана - слишком дорогое удовольствие.
На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, коллаж Владимира ЗАИКИНА, Алматы